"Борющий зверя" - "И произошла на небе война..." |
Актуальные арт-истории - Актуальные истории |
02.08.2011 19:26 |
Олег Сапожков "Борющий зверя" - другое название "Свержение клеветника" работа 1990 года. Посылом к написанию этой работы стало место из Откровения Иоанна: "И произошла на небе война. Михаил и ангелы его воевали против дракона... И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены вместе с ним... низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь". (Откр. Иоанна, гл.12, 7-10)
В центре композиции - Архангел Михаил, попирающий зверя, поражающий его копьём правды - Истины Божьей, в самый язык клеветника. За спиной Архангела красный плащ, как символ его силы, мужества и победы, одновременно, напоминание о жертвенной крови праведников и святых, пострадавших ото лжи. У Архангела шесть (три пары) символических и духовных крыльев, как у серафима. Они знаменуют его власть, силу и защиту свыше. Черное олицетворяет гнев Божий и Его возмездие. Зеленое - олицетворяет веру и надежду на милость, справедливость и спасение от Всевышнего, за которые архангел выходит на битву. Белые крылья - это благодать и красота Божья почившая на архангеле. За ним - логово врага, в котором поражен был сатана. Поражен в доме своём, в котором всё неправда, всё нестойко, всё безопорно, всё "рвано", остро и колко. Много обителей зла, как пародия на райские обители. И все эти обители зла трясутся от грома битвы, трепещут от близости неминуемого конца. острая графика линий передает напряжение битвы. Во всем ритм землетрясения и бури. алая и жаркая как печь огненная, преисподняя, в которой надеялся укрыться сатана, не дали ему спасения. Повержен зверь на брюхо своё, где раздирают его бесовские страсти, и разрывается от гнева его черное сердце. Грозен и свиреп его обращенный к противнику взор и, одновременно, он жалок и ужасен. Не в силах дьявол простонать мольбы о пощаде, не в праве надеяться на милосердие. Тонет в огне, как в крови, погубленных им грешников, так как кровь эта свидетельствует против него. Кровь эта превращается в огонь возмездия. Крепко и надежно держит Архангел Михаил душу спасенного человечества, или простого человека, обольщенного сатаною и раскаявшегося. Но почему это происходит всегда? - Потому что есть и другая сторона этого пророчества и битвы, которая уже идет и длится с той поры вот уже третье тысячелетие. Что это за битва? Это борьба за сердце человеческое. И борение добра и зла в самом человеке, если человек жив, если душа его не окончательно погибла. Убить в себе зверя. Опрокинуть и поразить в себе дракона - вот вечная притча и мистерия этого образа. При центричности композиции и общей вертикальной оси, доминирующей во всей композиции, в ней наблюдаются диагональные контрапункты, усиливающие впечатление внутренней динамики и противопоставления динамического напряжения сюжетных и пластических элементов композиции. Цветовая гамма драматично обостренная красное и черное, зеленое и розовое, - как столкновение стихий в природном катаклизме, имеющем символический и духовный рефрен. Надеюсь, что данное произведение смогло передать те мысли, которые волновали его автора.
Комментарий к этой работе в «Клубе дизайнеров» на Я.ру: Дизайнеры знают, прежде чем, что либо создать. надо это сконструировать. Ну, хотя бы в голове. Для этого голова должна быть наполнена чем-то полезным для дела. Должна иметь архивы, сноски на источники, опоры на культурные прецеденты. Не всё же изливается в художественном творчестве безгласно и неосмысленно. Но если композиция есть только конструкция - она мертва, так как прежде всего потребен образ, живое и сильное впечатление с далеко идущими рефлексиями. Практика современного искусства утверждает, что именно сейчас меняются ключи и коды создания и восприятия художественного произведения. с одной стороны произведение может потребовать от зрителя интеллектуальной работы, с другой - знаний, культурного базиса, эстетического аппетита, если хотите. Нужен вкус, потребность в потреблении лучшего. Можно сказать, что голова требует согласия, а сердце сочувствия. Между тем художник надеется и на понимание и на внимание зрителя, которому при восприятии современных нам трактовок даже древних сюжетов. ставших в сознании образованного поколения зрителей и читателей уже классическими, требуется немалое терпение и сосредоточенное внимание. Задача ведь и у художника, и у дизайнера одна - передать мысль, сделать её живой, работающей во благо. Текст и пояснения к данной работе, раскрывающие заявленную тему, вы можете обнаружить здесь: http://olsap5797.ya.ru/replies.xml?item_no=4115 Спасибо за внимание! ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru