Михаил Аникушин скульптор. Творчество Аникушина

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 1042 гостей онлайн
Главная Статьи об искусстве Михаил Аникушин скульптор. Творчество Аникушина
 
 
 

Михаил Аникушин скульптор. Творчество Аникушина

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве
Автор: Павел Ин.   
01.03.2013 13:44

Михаил Аникушин

Михаил Аникушин (1917–1997), – художник, мастер станковой и монументальной скульптуры, один из лидеров традиционализма в русской школе ваяния.

 Биография Аникушина

Многие выдающиеся художники пришли к своим шедеврам через долгий путь познания, становления таланта, жизненного и творческого опыта, создав изрядное количество менее известных, еще незрелых произведений. Они проходят свой "ранний период". У Михаила Аникушина все получилось наоборот. Совсем молодым еще скульптором, мало тогда кому известным — разве что учителям и соученикам, — он создал памятник Пушкину, который ныне стоит на одной из центральных площадей Ленинграда. И сразу стал Аникушиным.

Аникушин памятник Пушкину

Сразу вошел в историю нашего изобразительного искусства. Приобрел авторитет, известность, государственные заказы, а несколько позднее — обширную мастерскую на Петроградской стороне, где рождаются многие его вещи.

Творческая эпопея, сопутствовавшая рождению аникушин-ского Пушкина, описана, известна и все же удивительна. Молодому скульптору удалось превзойти многих маститых художников, участников всесоюзного "престижного" конкурса, собственных учителей, признанных ваятелей страны. И произошло это далеко не в лучшие времена нашей истории, когда сильна была власть авторитетов, когда имя значило подчас куда больше, чем само произведение. Но, наверное, такова была сила таланта молодого скульптора, его страстная убежденность в своей правоте, обаяние его идеи, ее романтический накал.

Рукописи не горят. Но глина разрушается. Не вечен и гипс. К счастью, проект памятника, претерпев множество изменений, смог воплотиться в бронзе. Аникушинский Пушкин теперь всегда будет говорить с каждым, кто придет к его подножию на ленинградскую площадь Искусств. Аникушину исполняется 75. Его Пушкину — 35. Ни ту, ни другую дату не назовешь старостью.

Главная черта таланта скульптора Михаила Аникушина — требовательность к себе. Эту черту личности ставил на одно из первых мест, обращаясь к поэту, художнику, Пушкин:

...Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?..

Вполне допустимо вообразить, что великий поэт, обладая даром предвидения, предугадал не только незарастающую народную тропу, но и подвиг автора рукотворной своей статуи. Ремесленник может выполнить ту или иную скульптурную работу: девушку с веслом; парадный портрет дважды героини из совхоза; даже автопортрет (обижаться, по крайней мере, будет не на кого). Ремесленник, если он дерзок, может воссоздать в бронзе и Пушкина. Но и в нем не будет одухотворенности.

Неспециалисту трудно понять: стоит в мастерской вроде бы вполне готовая вещь. Она гармонична, выразительна. Кажется, переведи ее в бронзу — и памятник готов. На наш взгляд, это можно сделать немедленно. Но Аникушин никогда не торопится, — может быть, поэтому и успел так много. Всегда ему кажется, что можно, а значит необходимо сделать лучше. Такова черта подлинного художника. Поэтому месяцами, годами, в некоторых случаях — десятилетиями не выпускает он из мастерской, не выносит на суд зрителей ту или иную работу. Памятник Чехову для Москвы в этом отношении особенно показателен — заказ на него скульптор получил... в 1961 году!.. Подойдет к модели, что-то тронет рукой, что-то неуловимо изменит, нахмурится — и снова задернет влажную глину пластикатовым покрывалом.

Перечень работ, созданных и создаваемых Аникушиным, занял бы куда больше места, чем эти короткие заметки о нем. Лениниана. Пушкиниана. Монумент Победы — памятник героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны — при въезде в город со стороны аэропорта "Пулково", с Киевского шоссе. Снова и снова — изящный Чехов, над воплощением которого скульптор бился четверть века. Многие десятки других работ. Одни ему самому нравятся больше, другие, возможно, меньше. Но художник — не робот, не автомат. У него живой глаз, живая рука, живое сердце. И все его чувства по-разному откликаются на те или иные события, на впечатления жизни, на образы современников, знакомых, друзей, "натуры".

Группа «Солдаты». Монумент «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». 1975. Бронза, гранит

Я не искусствовед, и мне трудно судить, какова степень новизны, новаторства в творчестве Аникушина. Об этом написано и будет еще написано в специальных работах и монографиях. Но есть область пластики, где своеобразие скульптора очевидно даже неспециалисту. Речь идет о мемориальной скульптуре, о памятниках выдающимся деятелям науки и культуры, навсегда от нас ушедшим.

Эти работы стоят в тиши некрополя, под сенью деревьев, охраняя вечный сон великих мастеров земли нашей. Но именно в этой области нашел Аникушин индивидуальные пути, новые решения. Извечными мотивами мемориальной скульптуры, которой отдали дань самые выдающиеся мастера русского искусства, обычно оставались печаль, тоска, надгробный плач, безнадежность, непреходящая грусть. В работах Аникушина — совсем иные, может быть, непривычные для этого рода скульптуры настроения. В этом смысле особенно впечатляют надгробные памятники актерам.

Е.П.Корчагина-Александровская, знаменитая в истории театра тетя Катя, возникает в горельефе в момент произнесения одного из монологов. На лице — полуулыбка. Правая рука прижата к груди, что подтверждает изображение момента сценического действия.

Голова трагического актера Ю.М.Юрьева склонена вниз. Но этот наклон исполнен не столько печали, сколько спокойной задумчивости. На плече артиста — романтический плащ, чего обычно избегает Аникушин. Но здесь плащ оправдан: он включается в облик актера, чье искусство отличалось романтической приподнятостью.

Но особенно примечателен в этом смысле памятник Николаю Константиновичу Черкасову, изваянный скульптором с подлинным блеском. Черкасов в композиции Аникушина сидит, но угловатые, заостренные линии памятника подчеркивают рост артиста — не только физический, но и духовный его масштаб. В фигуре артиста нет и следа меланхолии — напряжение, порыв.

Нет смысла перечислять, какие новые, оконченные и неоконченные работы скульптора стоят сегодня в его мастерской. Пока увидят свет эти строки, некоторые из них будут установлены в разных городах, иные останутся на своих местах: придирчивый автор решит, что они еще несовершенны. Сейчас трудно это предугадать. Несомненно одно: талант и высочайшее стремление к совершенству всегда будет отличать каждую модель в этой мастерской.

Специалисты утверждают, что талантлив каждый челоловек, что и талант, и трудоспособность, и требовательность к своей работе можно в себе развить. Что рисовать и лепить можно научить почти любого человека — как читать и писать.

Не будем спорить со специалистами. Пусть тот, кто верит в это — попробует...

Ю.Алянский

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников