Алек­сей Венецианов: картины, биография

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 1247 гостей онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Алек­сей Венецианов: картины, биография
 
 
 

Алек­сей Венецианов: картины, биография

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
02.04.2015 16:28

Алек­сей Гаврилович Венецианов (1780—1847)

 Венецианов

В Петербурге александровской поры одни его знали как непримет­ного чиновника, землемера, другие как недурного портретиста, умело­го, но не из первых. Но вот Алек­сей Гаврилович Венецианов стал художником. Он получил акаде­мика за «Портрет К. Головачевского с воспитанниками Академии» в 1811 году, в годы наполеонов­ских войн участвовал в выпуске сатирической графики, одно время даже пытался безуспешно издавать сатирический журнал. Потом, ку­пив небольшую деревеньку Сафонково в Тверской губернии и пере­селившись туда в 1820 году, Вене­цианов открыл в себе совсем дру­гого художника, нежели тот, которым он старался быть до сих пор.

Прежде он видел, или старался ви­деть, как и все, прекрасное только в музейных залах, пытался верить, что возвышенно только то, что бы­ло когда-то, в «золотые времена», что приукрашать надо все, что пишешь. Теперь он бывал в Петер­бурге лишь наездами. А здесь, в деревне, — в поле золотится рожь, на праздник крестьянки наряжают­ся в нарядные сарафаны, небо чи­стое, высокое. Неужели это все низко, недостойно кисти настоя­щего художника? Венецианов ре­шился: первым в русской живопи­си он стал писать картины о крестьянах и сознательно увидел в этом свою главную задачу. Это был важный и смелый шаг, если мы вспомним еще раз о взглядах того времени на художественное творче­ство, которым прежде пытался сле­довать и сам Венецианов. Первой из его новых картин было всем известное ныне полотно «Гум­но» (1823).

И сам мотив, и выборгероев, и сама манера письма были весьма дерзким вызовом сущест­вовавшим в искусстве правилам, предписанным Академией. Худож­ник показал крестьян отдыхающих и работающих, занятых своими обычными делами, и увидел в этом нехитром проявлении жизни под­линную поэзию. Своим принципом Венецианов избрал предельную верность жизни. Как он сам гово­рил: «Ничего не изображать ина­че, чем в натуре является, и по­виноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника». В своем увлечении жизнью, от­крывшейся ему, в стремлении точ­нее передать прочувствованную им поэзию художник, когда писал «Гумно», даже приказал разобрать одну из стенок сарая, чтобы поме­щение залил нужный ему теплый ровный свет. Эта, казалось бы, только забавная деталь многое го­ворит о творческом, антинатура­листическом отношении мастера к своей задаче. Он и впрямь занялся познанием законов природы, а не списыванием с натуры. Вскоре год для Венецианова-художника стал измеряться крестьян­скими трудами. Он пишет как бы сельский календарь в картинах. Весна — «На пашне», лето — «На жатве». Венецианов пишет чистку свеклы, спящего пастушка, лица крестьян, девушку с васильками. В его больших картинах очень важ­ную эмоциональную роль начинает играть пейзаж. Он любит созерцать простые сельские виды, поля, леса. Пейзаж подчеркивает лирическое начало его картин, их ясную поэ­зию.

Венециановские мотивы нехитры, но будничными их не назовешь. Его простота, конечно, глубоко чужда прозе. Глядя на венециановскую картину «На пашне», мы ощу­щаем праздничность, торжествен­ность труда. Мало кто такими гла­зами видел в ту пору крестьянский труд. Ведь крестьянин был «вещью», и Венецианов одним из первых во всей русской культуре увидел в нем человеческое досто­инство, красоту и благородство. Его крестьянки — это и своего ро­да идеальные образы, «крестьян­ские мадонны».

В картинах Венецианова царят мир и спокойствие. Все ясно и чисто. Краски его звучны и спокойны. Густое золото ржи, мягкая зеленьтравы, красная юбка крестьянской девушки. Художник наслаждается ощущаемой им цельностью мира людей и природы, гармонией. Клас­сическая мера здесь впервые встре­чается с величавостью сельского хоровода. Можно сказать, что Ве­нецианов намеренно идеализирует действительность, если видеть в его картинах материал к исследованию социально-экономического положе­ния деревни тех лет. Один из исто­риков искусства, пытаясь опреде­лить главную черту творческого об­лика мастера, назвал его реалисти­ческим сентименталистом, как бы соединив в этом определении и лю­бовь Венецианова к натуре, и его «идеализм».

Но чего нет в картинах Венецианова, так это фальши. Просто он радуется открытому им для искус­ства миру, его красоте и моральной чистоте. Это уже позже передвиж­ники увидят русскую деревню в упор, со всеми ее бедами, порож­денными страшной социальной дей­ствительностью России. А Вене­цианов — лирик, поэт, сам удивляющийся миру крестьянской жиз­ни и увлекающий своей любовью зрителей.

«Отец русского жанра», как назы­вали Венецианова, открыл для рус­ской живописи новую область — изображение интерьера («Утро по­мещицы»). В противовес холодным величественным канонам он обра­щал внимание на ценность и интересность каждодневной жизни человека.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников