Известный русский гравер Николай Иванович Уткин. Гравюры и биография. |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
08.05.2015 14:57 |
Николай Иванович Уткин (1780-1863)Первым биографом известного русского гравера Николая Ивановича Уткина был Д. Ровинский, который в целом проложил пути для изучения русской графики. Ровинский, систематизировав, выявив и описав работы Уткина, поставил его на одно из первых мест среди всех русских граверов. Время подтвердило справедливость оценки.
Екатерина II (Н.И. Уткин, с оригинала В.Л. Боровиковского 1783 г., 1827) Гравирование иногда казалось областью вспомогательной в иерархии искусств. Граверы XVIII и XIX столетий были призваны выполнять сразу несколько служебных функций. Они достаточно редко гравировали собственные творческие композиции, их гравюры исполнены по живописным произведениям, то есть до известной степени гравюра рассматривалась с позиций популяризации картин, как своего рода рукодельная репродукция. Но в процессе гравирования композиционная схема живописной работы приобретала иной смысл и эстетическое звучание, становясь основой самобытного, самостоятельного искусства. Глаз знатока тех дней высоко ценил индивидуальность руки гравера, и коллекционерство эстампов получало быстрое развитие. Русские художники довольно скоро достигли высокого профессионализма, и в лице Уткина отечественная гравюра сравнялась для знатоков по своей значительности с лучшими образцами европейской гравюры той эпохи. Ремесло, знание технических тайн и искусство, чувство графической формы образуют у Уткина неразрывное единство. Его работы — характерный и яркий пример эстетических вкусов эпохи, в них органично переплелись самые различные устремления времени. И сама биография мастера объясняет во многом такую стройную «много- слойность» его творчества. Когда Уткин учился в петербургской Академии художеств, граверное дело там преподавал Игнатий Клаубер. Старательный и педантичный мастер из Аугсбурга, посвященный на своей родине во все традиционные секреты мастерства гравера, приучал своих учеников к тщательности, точности и ясности в работе. Совершенное владение техникой становилось своего рода и художественным принципом — гравюры нередко оставляли ощущение холодной, ясной ровности, свойственной художественной культуре классицизма. После окончания Академии художеств Уткин как пенсионер попал в Париж, где прожил всю эпоху наполеоновских войн, вплоть до 1814 года. (Многие русские тогда были задержаны во Франции как своего рода заложники.) Побывал русский мастер и в Лондоне. Скоро он усвоил стиль самого популярного гравера тех дней Бервика. Листы Уткина встречаются в крупных европейских коллекциях гравюры, и сегодня их можно порой увидеть на самых авторитетных аукционах. За одну из своих гравюр — «Эней» — русский мастер по приказу самого Наполеона был награжден золотой медалью. Словом, Уткин вернулся на родину признанным художником. Всего в творческом наследии мастера насчитывается более двухсот гравюр. Пожалуй, самые известные среди них — портреты. В пору подлинного расцвета своего таланта, который относится к 1818— 1828 годам, Уткин награвировал портреты Суворова, митрополита Михаила, Екатерины II (по известному полотну В. Боровиковского). Как правило, портреты Уткина строги и величественны, исполнены торжественности. Особую их черту составляет поразительное чувство детали, вещи. Виртуозно и, можно сказать, с любовью художник гравирует плетенье кружев и прихотливые абрисы орденов, мы ощущаем мягкость бархата и скользя щую поверхность шелка, холодное сияние бриллиантов и матовость металла. Сам мастер охарактеризовал «вещность» и живую конкретность своих гравюр следующим образом: «чтобы каждый предмет имел особый характер и вкус работы». Уткин работает очень уверенно, тщательно, добиваясь чистоты и ясности гравюры, ее пластической цельности, и вместе — естественно, просто. Жесткость, сухость, порой свойственные гравюрам предшествующей эпохи, часто уступают место по-своему живописной мягкости, и случается, что гравюра Уткина по живости ощущения композиции приближается к рисунку кистью. Такие устремления уже явно ближе умонастроениям и чувствованиям романтизма, нежели заветам классической эстетики. Кроме больших репрезентативных портретов и портретов более скромных по своей задаче (портрет Пушкина), Уткин награвировал немало и различных исторических сюжетов, по-прежнему оставшихся весьма популярными в живописи тех лет, особенно академической. Оставил свой след Уткин и в истории иллюстрированной книги в России. В частности он — автор гравюр резцом к «Илиаде» Гомера. Его изящные виньетки выделяются и тонкостью мастерства, и безупречным чувством стиля... В 1830— 1850 годы Уткин, уже всеми уважаемый мастер, член Дрезденской Академии художеств, работает не с такой интенсивностью, как прежде. Что-то безвозвратно утеряно в его творчестве. Тщательность ремесла, незаурядное умение остаются, но то неуловимое поэтическое обаяние, внутренняя энергия, которые есть в портретах его лучшей поры, исчезают. Аракчеев Шишков Александр Семенович Десницкий Михаил ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru