Художник Василий Суриков: картины, биография

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 1175 гостей онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Художник Василий Суриков: картины, биография
 
 
 

Художник Василий Суриков: картины, биография

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 16
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
16.12.2012 13:51

Василий Иванович Суриков

Автопортрет Сурикова

 

Василий  Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Семья его принадлежала к старинному казачьему роду: предки Сурикова вместе с Ермаком пришли «воевать Сибирь», и художник очень гордился этим.

Во время учения в Академии художеств Суриков, пробует создать произведения на темы из русского исторического прошлого, однако только после окончания академии, с 1878 года, он принимается за создание своих могучих исторических полотен.

В 1881 году он заканчивает «Утро стрелецкой казни», в 1883 году — «Меншикова в Березове»; в 1887 году — «Боярыню Морозову» (первый эскиз относится к 1881 году).

В 1895 году он завершает «Покорение Сибири Ермаком», а в 1899 году — «Переход Суворова через Альпы».

Таковы главнейшие произведения Сурикова, созданные им на исторические сюжеты.

Известно много картин на сюжеты из прошлого, написанных большими, известными художниками, но действующие лица на них — словно собрание статистов в исторических костюмах, а сами картины — словно иллюстрации.

Картины Сурикова поражают нас удивительным проникновением в «живое прошлое», и не только обликом зданий, одежд, убранства, но и воссозданием типов, чувств и переживаний людей той эпохи. Это свойство у Сурикова необычайно.

Его исторические полотна не произведения «по поводу», не иллюстрации к событиям, это картины-драмы, картины-трагедии, которые показывают всю сложность, «многоголосье» событий.

Впечатление это обусловлено в значительной мере тем, что главным действующим лицом его картин выступает народ как решающая историческая сила, живой вершитель судеб истории.

Хотя Суриков и изображал на своих полотнах сцены из далекого исторического прошлого, но проблемы, которые он выдвигал в своих произведениях, были подсказаны ему современной русской жизнью. Не мудрено, что произведения эти, созданные с необычайной силой, волновали и до настоящего времени волнуют зрителей.

В 1877 году Суриков поселился в Москве и прожил там до конца жизни. Неоднократно он ездил к себе на родину, в Сибирь, и эти поездки всегда вдохновляли его на дальнейшую работу.

Умер он в 1916 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Биография Сурикова

Творчество Василия Ивановича Сурикова принадлежит к высшим достижениям русской культуры 19 века и сопоставимо по значению с наследием таких ее гигантов, как А.Иванов, М.Мусоргский, Л.Толстой, Ф.Достоевский. Глубина человековедения соединилась в нем со стихийной мощью и красотой художественного воплощения. В совершенстве овладев живовописным мастерством, сопрягая в образах своих картин целые пласты и эпохи жизни народа, Суриков сумел создать подлинные шедевры отечественного искусства, достичь высот "исторического ясновидения".

Цельность, отличающая натуру Сурикова, проникающий его творчество напряженный историзм могут быть в какой-то степени объяснены обстоятельствами судьбы художника. Уроженец Красноярска, он принадлежал к старинному казачьему роду и с детских лет усвоил многие черты вольнолюбивого характера земляков, впитал яркие впечатления от сохранившего многие древние традиции быта. "В Сибири народ другой, чем в России, — вольный, смелый", "краснояры — сердцем яры", — любил повторять он впоследствии.

И когда в 1869 году юный художник поступил в петербургскую Академию художеств, контрасты и противоречия жизни и истории "Двух России" — почвенной народной и государственной "петербургской" оказали на него сильнейшее воздействие, стали во многом и личной проблемой. Уже в 1870 году Суриков — одареннейший воспитанник тогдашней Академии (он учился у П.Чистякова), завоевавший славу "композитора", создал высокохудожественную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге", в которой отразились личные переживания, вызванные восприятием молодым сибиряком неумолимой поступи "кумира на бронзовом коне".

Окончательно же определились основы мировосприятия Сурикова, его художественные устремления, когда он, окончив Академию художеств с золотой медалью, переехал в 1878 году в Москву. Здесь, попав в атмосферу всеобщего увлечения отечественной историей, вопрошая, по его воспоминаниям, даже старые московские стены ("вы видели, вы слышали!"), художник приступил к созданию своих главных работ, первой из которых стала показанная на IX передвижной выставке картина "Утро стрелецкой казни" (1881). В ней уже в полную меру проявилось уникальное дарование Сурикова — художника "шекспировских" страстей, живописца-симфониста, способного воплотить на холсте не только облик, но и самый дух, "основные энергии" исторических событий.

Изобразив последние минуты перед началом казни стрельцов, выступивших в 1698 году на стороне царевны Софьи против петровских реформ, Суриков создал поистине масштабную картину-трагедию о судьбе народа на одном из изломов его истории. При этом многофигурная и многоцветная "полифоническая" композиция, подчиненная сопоставлению противоборствующих сторон: могучих, но и обреченных стрельцов — представителей "почвы", московской Руси — и рационально организованной непреодолимой силы петровского государства, — начисто лишена примет академической "театрализоваиности". Первым из художников, обращавшихся к прошлому России, Суриков "прорывается" в своей картине в реальное историческое пространство-время, насыщая при этом великолепную живопись своего полотна напряженным чувством "живой жизни", все покрывающей красоты бытия.

В следующей картине Суриков, продолжая размышлять о трагической диалектике русской истории, обратился к судьбе одного из "птенцов гнезда Петрова" — " полу державного властелина" Александра Даниловича Меншикова, низвергнутого после смерти Петра с государственных высот и Заброшенного вместе с детьми в далекую сибирскую ссылку ("Меншиков в Березове", 1883). В отличие от предыдущей картины, где действие происходило в "сердце России" — на Красной площади, Суриков изображает здесь своих героев томящимися в тесной бревенчатой клети с замерзшим оконцем. Но композиция картины, подчеркивающая "матерость", мощь и в то же время беспомощность опального князя, контраст убогой обстановки и хранящих следы былой роскоши одежд детей Меншикова, само "драгоценное месиво" суриковской живописи выводят мысль и чувство к общим категориям жизни, сообщают и этой картине подлинную масштабность.

В 1884-87 годах Суриков, как всегда создавая множество эскизов и этюдов-типов (он следовал методу горячо любимого им А.Иванова), был поглощен работой над картиной "Боярыня Морозова". В ней он запечатлел эпизод из истории 17 века — момент, когда верную сподвижницу "огнепального" протопопа Аввакума раскольницу Федосью Прокопьевну Морозову провозят по Москве "на позорище", перед тем как обречь на медленную смерть в земляной тюрьме.

Чтобы оценить не только живописные достоинства этой картины, но и мужественную волю художника к воплощению правды истории, стоит вспомнить, что в 1880-е годы реакционная историография особенно усердно насаждала представления, что времена "тишайшего" царя Алексея Михайловича были "золотым веком", эпохой торжества "истинно русских начал", когда "царь шел рука об руку с народом и народ ему верил". Благонамеренные живописцы (например, К.Маковский и др.) на основе подобных фальшиво-благостных мифов изображали боярские свадьбы, выборы царских невест, даже бояр, играющих в жмурки. Раскол же, на деле бывший многомиллионной народной оппозицией власти и духовному гнету "толстобрюхих", объявлялся преступным инакомыслием и преследовался и в 19 веке как "потенциальная пугачевщина". И вот Суриков, взрывая "сладкие грезы" и ложь, сделал зрителей словно свидетелями и соучастниками действительных бедствий и страданий, накала страстей "бунташного века".

Проклиная "никониан", скованная, но полная огромной духовной силы, обреченная боярыня исступленно воздевает раскольничье двоеперстие, призывая народ держаться старой веры. И каждый из многочисленных персонажей, стоящих по сторонам саней на заснеженной улице, — персонажей, издевающихся, равнодушных, открыто или тайно сочувствующих, представляет здесь какую-то грань характера народа в его противоречиях и "полюсах". Прошлое предстает здесь воистину не как действия "кукол в порфире" (Л.Толстой), а как жизнь людей, наделенных душой, страстями и интересами. При этом, передавая движение толпы, пестрое узорочье старинных одежд, достигая почти импрессионистического эффекта в изображении атмосферы зимнего дня, Суриков в то же время как бы "останавливает" и распространяет в "большое время" это мгновение, вобравшее в себя черты и отношения, типичные для всей русской истории.

Пережив вскоре после создания "Боярыни Морозовой" душевный кризис, связанный со смертью жены, Суриков, пожалуй, больше не создал образов, равномасштабных "трилогии" 1880-х годов. Но и позднейшее его творчество поражает мастерством, сочетанием драматизма и мощного жизнеутверждения. В картине "Взятие снежного городка" (1891) он сообщил изображению старинного сибирского праздничного игрища мощное, мажорное "историческое" звучание. Верой в народ проникнуты и другие большие картины Сурикова 1890-х годов: "Покорение Сибири Ермаком" и "Переход Суворова через Альпы в 1799 году". Не реакционно-охранительская, но бунтарская природа горячего патриотизма художника ярко отразилась в картине "Степан Разин", над которой художник работал в годы первой русской революции.

Носитель истинной народности, Суриков был при этом в корне чужд националистическим тенденциям. В своем искусстве он опирался на достижения глубоко почитаемых им старых итальянских и испанских мастеров, очень высоко отзывался о современной французской живописи. Отзывчивость и широта мировоззрения художника ярко выразились в замечательных живописных и графических работах, исполненных им во время поездок по Италии и Испании, а также посвященных жизни малых народов Сибири. Открыт был Суриков и новым веяниям и поискам искусства начала 20 века, до последних дней жизни сочувственно следя за устремлениями молодежи, в свою очередь горячо почитавшей великого Мастера.

Статья В. Петрова из книги "Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год".

Картины Сурикова

МУЗЕИ В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ КАРТИНЫ СУРИКОВА

 

ГТГ, Москва

Гос. Русский музей, Санкт-Петербург

Частное собрание

Музей-усадьба В.И.Сурикова, Красноярск

Красноярский худ. музей им. В.И.Сурикова

Самарский худ.музей

Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево

Краснодарский краевой худ. музей

Тверская обл. картинная галерея

Томский обл. худ. музей

Тульский обл. худ. музей

Астраханская обл. картинная галерея

Гос. ист.-худ. и природ. музей-заповедник В.Д.Поленова

Гос. худ. музей Латвии, Рига

Донецкий обл. худ. музей

Калужский обл. худ. музей

Кировский худ. музей им.Васнецовых

Красноярский краеведческий музей

Курская гос. картинная галерея

Московская духовная академия

Омский обл. музей изобр. искусств

Пермская худ. галерея

Российкий фонд культуры

Рязанский обл. худ. музей

Саратовский худ. музей

Таганрогская картинная галерея

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников