АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЗРИТЕЛЬ: ВЫСТАВОЧНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 1969 гостей онлайн
Главная Статьи об искусстве АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЗРИТЕЛЬ: ВЫСТАВОЧНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
 
 
 

АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЗРИТЕЛЬ: ВЫСТАВОЧНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Анастасия Гончаренко Автор:
Анастасия Гончаренко


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве
Автор: Анастасия Гончаренко   
27.02.2013 20:01

Представляем вниманию наших читателей и посетителей портала статью, написанную Т. Ю. Харитоновой (историк искусств, психолог Государственного Эрмитажа (Россия, г.Санкт-Петербург) и Н. Н. Рождественской (психолог, преподаватель консалтинговой группы ФОИЛ (Россия, Москва) по итогам диспута «Превращение концепта в живое искусство», проведенного OntoArtGallery в рамках Международного арт-проекта «Пейзаж ХХІ века» на Международном форуме современного искусства ARTKYIV Contemporary 2012 (Мыстецкий Арсенал).

Проблема восприятия зрителем актуального искусства представляет интерес как для психологической науки, так и для музеев и галерей, которые занимаются организацией выставок современного искусства. По результатам проведенных экспериментальных исследований основным фактором, определяющим восприятие актуального искусства, является понимание зрителем смысла представленного произведения. Особенно ярко проблема поиска зрителем проявляется при восприятии зрителем произведений абстрактной живописи.

Визуальный канал восприятия позволяет зрителю самостоятельно определить значение из видимого «ничто» (в техническом смысле). Согласно определению А. Менегетти, мы разрушили спасительные и понятные стереотипы нашей культуры, пятно – это не тело, не одежда, не человек. Абстрактное искусство непременно испытывает воздействие динамики бессознательного. Техника напрямую обличает динамику, состояние художника, его создающего. Разрушая фигуру, абстрактное отождествляет себя с тем началом, где рождаются все фигуры, а значит, оно показывает сам по себе акт [3].

При восприятии актуального абстрактного искусства зритель в первую очередь воспринимает психическую интенциональность художника, создавшего это произведение искусства. Такое отношение к современному искусству ставит во главу угла человека, как художника, так и зрителя. Искусство – это символ, в котором художник является инструментом, а зритель способен прочитать с помощью этого инструмента свои сокровенные моменты внутреннего порядка и гармонии, поэтому критерием создания и восприятия произведения искусства является то внутренний принцип, который заложен природой в каждом из нас и обеспечивает наше развитие. Для выражения этого принципа в искусстве существует форма: цвет, линия, композиция.

С середины XX века изобразительное искусство, по выражению М. Хайдеггера вдвигается в горизонт эстетики. Это означает, что художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека. Возникновение абстрактного искусства неразрывно связано с изменениями человеческой жизни, с активным поиском новизны, всегда сопровождающим эти изменения [7].

Поиск новых форм в современном искусстве, начавшийся еще в прошлом веке, продолжается и сегодня. В процессе поиска появляется значительное количество произведений изобразительного искусства, которые становятся «знаком без обозначаемого», «копией без оригинала» [1]. Искусством признается все, что современный художник может представить зрителю.

Существует еще один момент, определяющий развитие актуального искусства. Это сильная зависимость искусства от арт-рынка. Арт-рынок в современном обществе формирует общественное мнение и может превратить никому не известного художника в признанного мастера. Произведение актуального искусства – это такой же товар, как и недвижимость, машина. Произведения искусства становятся брендами, за которыми нет содержания.

Выставка произведений искусства перестает быть событием. Появляется такое понятие как выставочный фастфуд. Низкое качество уровня художественных произведений, незамысловатые экспозиции сделанные для массового потребителя современного искусства стали привычным явлением [2]. Потребитель не задумывается о том, что он потребляет, считая это искусством. Ни о каком чувстве, ни о каком переживании здесь просто нет речи.

На этом фоне нам представляется достаточно интересным опытом работы с актуальным искусством организация и проведение галереей OntoArtGallery выставки «Пейзаж ХХІ века».

Выставка, которая успешно прошла в OntoArtGallery и была представлена на ART KIEV Contemporary 2012, показала, что в современном искусстве Украины оказалась сильной лирическая составляющая, представляющая образ природы как высказывание художника о мире. В выставочном проекте приняли участие три хорошо известных современной публике художника: Анатолий Криволап, Антонио Менегетти, Олег Тистол. Образ природы стал определяющей темой проекта, и для молодых художников, представивших на конкурс свои пейзажи. В экспозиции Арт-проекта «Пейзаж XXI века» были представлены произведения Антонио Менегетти (Antonio Meneghetti), на которые его вдохновила украинская земля; Анатолия Криволапа, который создал специально для этого проекта полотно большого формата, Олега Тистола из серии «Пальмы» и «Горы».

Пейзаж в психологии искусства рассматривается как особый жанр, выражение духовных смыслов и эмоциональных настроений художника через состояния природы, использование образов природы как архетипических символов бытия. В так называемом «пейзаже настроения» находят свое отражение самые разные эмоции автора [5].

Организаторы проекта определили свое отношение к теме пейзажа как к выражению образа природы в виде потока, отражающего динамическую и хроматическую сущность искусства. Выбор темы «Пейзаж ХХІ века» – это вызов для художников, которым есть, что сказать зрителю, вызов для зрителя, которому предлагается самому определить смысл проекта [4].

Образ украинской природы как новый стереотип, расчищающий пространство искусства от останков предыдущих идеологий, способствующий рождению новых смыслов – такая тема звучит в пейзажах Олега Тистола.

Интуитивное видение цвета украинской природы, взрывной характер почти фовистского пейзажа Анатолия Криволапа привлекают публику своей искренностью.

И, наконец, представление пейзажа как реальной среды действия человека свойственно Антонио Менегетти. В его работах, представленных на выставке, мы возвращаемся к человеку в том значении, в котором он существовал в эпоху Возрождения, как величайшему чуду божественной мудрости (по словам Данте Алигьери). Пейзаж в работах Антонио Менегетти – это среда действия человека, именно действия, которое человек осуществляет в гармонии с природой.

Этот проект стал интересен украинскому зрителю не потому, что Украина в меньшей степени, чем, например, Россия, испытала на себе воздействие проектов актуального искусства, а потому что в актуальном искусстве двух украинских художников и итальянского художника происходит живой диалог со зрителем. Авторы делятся своими идеями, своим поиском стиля, концептов, тематики.

Удивительно, но предметом всех произведений искусства явилась не природа, а человек. Именно человек – как художник, так и зритель определил выбор темы и формы представления.

В этом проекте есть более глубокое содержание, чем игра смыслов, которую современное концептуальное искусство предлагает зрителю. Глубинное звучание придают проекту работы итальянского художника Антонио Менегетти. В работах этого художника нам предлагается не просто угадывание смысла и прочтение эмоции, а нечто другое. Это игра, но не интеллектуальная игра со зрителем по угадыванию идеи, это игра жизни.  Существует личность художника, его внутренняя зрелость, техническое умение с одной стороны, а с другой есть душа как формальный разумный принцип, обеспечивающий человеческое развитие. И когда эти две части сливаются в единое целое, они в действии и определяют, как продвигаться, как проявляться, рождается нечто новое – произведение искусства. Красота первична в человеческой жизни, и как только появляется понимание этого, появляется внутренний критерий, позволяющий понять любое произведение искусства, в том числе и актуального.

Проблема понимания зрителем актуального искусства определяет не только выставочные, но и образовательные проекты. Художественные музеи и галереи, представляющие зрителю актуальное искусство используют различные методы работы с публикой. В большинстве случаев – это обучение. Существует концепция учения в течение всей жизни в музеях (LLML), которая была разработана в 2004 году и проходила в европейских музеях а рамках двухгодичного проекта, финансируемого Европейской комиссией [6].

С нашей точки зрения может быть интересен междисциплинарный инновационный подход, объединяющий концепцию непрерывного обучения и психологию искусства и художественного восприятия. Непрерывное обучение – это обучение, в которое мы вовлечены на протяжении всей нашей жизни. В этой связи изобразительное искусство предоставляет уникальную возможность непрерывного обучения, так как исходит из глубинной феноменологии человека, выражая как сознательную, так и бессознательную динамики психической деятельности.

Произведения искусства, как правило, представлены в художественных музеях и галереях. В художественном музее и галерее есть возможность как для приобретения формального образования: лекции преподавателей художественных и других учебных заведений прямо на экспозиции музея, так и для информального образования, которое предлагает музей в виде разработанных экскурсий и образовательных программ.

Но еще в музеях и галереях существуют широкие возможности для получения неформального образования, то есть необходимо учитывать, что нефрмальное образование происходит всегда, когда существует контакт зрителя и произведения искусства. Каким будет это неформальное образование зрителей, полностью зависит от музеев и галерей, зависит от тех произведений искусства, которые экспонируются. Непроизвольным, неосознаваемым учение в течение всей жизни может быть для посетителя, но сотрудники музеев и владельцы галерей обычно применяют продуманный и тщательный подход к разработке различных образовательных программ.

Психология художественного восприятия помогает изучать восприятие произведений искусства, которое происходит в музеях и художественных галереях, и не всегда осознается реципиентом. Неформальное обучение с помощью изобразительного искусства происходит всегда, когда зритель воспринимает произведение искусства. Каким будет неформальное обучение в музеях и галереях зависит от тех произведений, которые выставлены на экспозиции и от психологических особенностей воспринимающих их зрителей.

В результате исследования психологических особенностей современных одиночных посетителей Эрмитажа было установлено, что на первом месте среди ценностей, предпочитаемых на уровне поведенческих приоритетов, стоит самостоятельность. Это означает, что современному посетителю музея или галереи принципиально важна свобода выбора коммуникации: самостоятельного визита или дополнительной информации в виде образовательных программ.

Наиболее привлекательными для посетителей являются традиционная экскурсионная и лекционная формы подачи материала, но существует и формируется запрос зрителя на проведение специальных программ, построенных в форме фокус-групп или мастер-классов специалистов. Таким образом, потенциальный посетитель образовательных программ художественных музеев и галерей заинтересован в непрерывном обучении и хочет сам определять способ получения информации.

Целевая аудитория посетителей галерей актуального искусства в Санкт-Петербурге достаточно разнообразна, но в целом можно выделить несколько крупных категорий посетителей.

Одну из групп составляют посетители среднего и выше среднего возраста. Они посещают давно созданные галереи, представляющие концептуальное искусство советского и постсоветского времени. Также им интересны образовательные программы в галереях «домашнего типа», где лекторами выступают достаточно известные в своей области специалисты.

Посетителям других галерей интересно участие в интерактивных молодежных программах.

И наконец, существуют частные и государственные музеи современного искусства, куда приходит смешанная публика.

Существует целевой запрос и на галереи, представляющие классическое современное искусство. Сюда чаще приходят студенты художественных ВУЗов и профессиональные художники.

Материалы исследований в Эрмитаже были использованы музеем для совершенствования программ и легли в основу разработанных на кафедре онтопсихологии Факультета психологии СПбГУ образовательных программ в области изобразительного искусства.

В рамках программы Дни искусства для психологов мы проводили лекции и практические занятия на экспозиции Эрмитажа и в Галерее Антонио Менегетти. Занятия были посвящены как классическому, так и актуальному искусству. Темой проведения лекционных и практических занятий стало изучение психологии искусства и творчества на примере знакомства с шедеврами архитектуры, живописными произведениями известных мастеров. Были проведены занятия из цикла «Петербургский маршрут»: «Гений в искусстве: знакомство с архитектурой Петербурга» и "Огюст Монферан". На этих занятиях было показано, как факты биографии великих архитекторов находили преломление в их творчестве, причем занятия включали в себя не только аудиторную работу, но и целостное восприятие шедевров в городе.

На экспозициях Эрмитажа участники дней искусства имели возможность познакомиться с непосредственным воздействием шедевров. Занятия были посвящены творчеству Анри Матисса и психологии восприятия некоторых шедевров музея.

Междисциплинарный подход к анализу классических произведений искусства, использующий искусствоведение и психологию художественного восприятия, дал возможность аудитории, состоящей из представителей бизнеса, науки, искусства разных возрастов и национальностей понять искусство как замысел жизни и собственный экзистенциальный проект.

Неопределенность стимула в современном искусстве приводит к тому, что основным параметром, определяющим восприятие актуального искусства, является поиск смысла, причем это касается как абстрактной живописи, так и других форм изобразительного искусства. Зрители ищут собственный экзистенциальный смысл в произведениях актуального искусства и готовы посещать образовательные программы. Здесь очень важна роль модератора, ведущего программы, который помогает зрителю не только понять экзистенциальный смысл, но и увидеть эстетическую и философскую части современного искусства.

С этой точки зрения был интересен семинар для студентов живописцев посвященный анализу актуального искусства и восприятию ОнтоАрта, проведенный в Галерее Антонио Менегетти в Санкт-Петербурге. Студенты имели возможность не только слушать специалистов в области современного и актуального искусства, но и высказывать свою точку зрения, задавать интересующие их вопросы, знакомиться с произведениями автора. Результатом проведения этой программы явилось профессиональное самоопределение многих студентов. Среди них появилось большее количество выпускников, желающих выполнить дипломные работы в стиле нефигуративного абстрактного искусства. Все студенты успешно защитили свои дипломные работы.

Многочисленные исследования в области актуального искусства и опыт проведения образовательных программ позволил нам организовать и провести диспут на стенде «Пейзаж XXI века» во время работы ARTKIEV 2012. Представление проекта для широкой публики ARTKIEV 2012 и знакомство с OntoArtGallery открывали это мероприятие. Темой диспута стало обсуждение выставки «Пейзаж XXI века» как превращения концепта в живое искусство. К участию приглашались все желающие. Участники могли не только высказать свою точку зрения, но и понять, как пейзаж становится психологичным, а знакомство с актуальным искусством превращается в жизненное событие зрителя. В диспуте приняли участие около 20 человек, которые разделились на четыре группы: тех, кто предпочел творчество одного из трех художников и экспертов. Группы анализировали и обсуждали творчество любимых художников с точки зрения цветового решения, композиции и стилевых особенностей представленных на выставке работ. Особое внимание было уделено эмоциональной составляющей, участники интерпретировали собственные переживания как интеллектуальные, чувственные, духовные. В результате дискуссии у многих присутствующих изменилось отношение к пейзажу, появились ассоциации с собственными жизненными событиями. Возраст участников диспута составил от 17 до 35 лет, это молодежная аудитория, для которой участие в подобных образовательных программах представляет значительный интерес.

Междисциплинарный подход позволил увидеть, как замысел художника встречается с чувствами зрителя. Диспут собрал большое количество зрителей, которые активно включались в процесс и высказали точку зрения о необходимости проведения образовательных программ в виде живых дискуссий на выставках актуального искусства.

При проведении интерактивных программ, посвященных актуальному искусству, требуется гармоничное соединение работы искусствоведов, историков и психологов искусства.

Основной фактор, определяющий выставочную и образовательную работу с актуальным искусством, это психологическая зрелость, как организаторов и авторов проектов, так и зрителей. Искусство само по себе не может сделать человека зрелым, но только зрелая личность способна осознанно воспринимать и творить искусство.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Симуляция и симулякры. Современная литературная теория. Антология. М., 2004.

2. Лексикон современного искусства./под ред. АА.Никоновой, М.В.Бирюковой СПб.: 2010

3. Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се искусства, М.: БФ «Онтопсихология», 2010

4. Пейзаж XXI века. Каталог выставки Киев, 2012

5. Петренко В.Ф., Коротченко Е.А. Пейзаж души. Психосемантическое исследование восприятия живописи. Экспериментальная психология, 2008. №1.с. 84 – 101

6. Учение в течение всей жизни в музеях. Европейский опыт. Пер с англ. Е.Петровой. Тула, 2010

7. Хайдеггер М. Исток художественного творения. В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы 19- 20 в.в. М.: Изд. МГУ, 1987. С. 264 - 312

 

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Обновлено 01.03.2017 15:13
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Комментарии 

 
0 #1 Павел Ин 2013-02-28 14:12 Спасибо за материал! Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников