Михаил Нестеров: картины, биография художника

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 346 гостей онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Михаил Нестеров: картины, биография художника
 
 
 

Михаил Нестеров: картины, биография художника

Роза Сан Автор:
Роза Сан


Рейтинг пользователей: / 15
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
24.03.2021 10:12

Русский художник Михаил Васильевич Нестеров

Видение отроку Варфоломею

Видение отроку Варфоломею

Михаил Васильевич Нестеров  - (Nesterov, Mikhail. 1862-1942) русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.). Родился в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом в Уфе.  Традиционно Нестерова причисляют к живописцам исторической и религиозной тематики, у него много картин и образов, полных мистического экстаза или тихого благочестивого настроения. Одними из главных его работ считаются церковные росписи и иконы  в храме Св. Владимира в Киеве и в соборе Воскресения.

Биография Михаила Нестерова

Биография Михаила Васильевича Нестерова хорошо извест­на по оставленным им мемуарам. Для многих поколений русских художников проживший плодотворную восьмиде­сятилетнюю жизнь Нестеров представляет собой живую связь исторических эпох, воплощая художественную традицию. Он учился в Московском Училище живописи, ваяния и зод­чества еще у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Пряниш­никова (1877 —1881, 1884—1886), входил в Товарищество передвижных выставок (как экспонент — с 1889 года, в ка­честве члена — с 1896 по 1901), пользовался уроками Павла Чи­стякова в Академии художеств (1881 —1884). Михаил Нестеров также был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Последний же расцвет его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

Михаил Нестеров фотоВ начале своего творческого пути  Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Жертва прия­телей», 1881; «Экзамен в сельской школе», 1884; «Знаток», 1884), исторической картине («Шутовской кафтан», 1885; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886) и порт­рете («Портрет М. И. Нестеровой», 1886).

На рубеже XIX—XX веков художник увлекается рели­гиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, со­гласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины религиозного цикла лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием. Стилис­тически эти произведения располагаются в русле стиля мо­дерн. Влияние этого стиля конца XIX века ощущается в па­норамной всеохватности композиций, в разбеленном цвете, напоминающем гобеленные тона, в отсутствии развернутой сюжетности и замене конкретного действия — пребыванием, состоянием. Лучшие произведения этого цикла — «Виде­ние отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие. Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной, вводя в изображение канонические икон­ные атрибуты, а условный золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем («Преподобный Сергий Радонеж­ский», 1899; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897). Такое соединение выглядит крайне эклектичным, а сами «жи­тийные» картины — слащавыми и маловыразительными.

Михаил Нестеров занимался и церковными росписями. В 1890 го­ду Виктор Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову испол­нить запрестольный образ собора «Рождество Христово». Пос­ле этого следует заказ на мозаики для храма 1 марта (храм Спаса на крови) в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и ру­ководит оформлением: в ГРМ хранится более пятидесяти эскизов орнаментов). Но. несмотря на увлеченность худож­ника. храмовые росписи в целом не относятся к числу его достижении — они академичны и тривиальны по исполнению.

В существовавшем в начале века размежевании художни­ков по различного вида творческим корпорациям место Нес­терова оказалось в «Союзе русских художников» (он был членом-учредителем этого объединения). С московскими художниками, составившими ядро «Союза», его роднят тон­кий лиризм, поэтичность мироощущения, интерес к пейзажу (в качестве своеобразной «подосновы» пейзаж присутствует во всех творениях Нестерова). Эти качества проявляются и в разных жанрах, в которых работает художник. Один из лучших нестеровских портретов этого времени — «Портрет дочери» (1906), воплощающий характерную для человека начала XX века грусть по положительному идеалу, по утра­ченной полноте бытия. Тихая женственность модели в соче­тании с внутренней силой рождает ассоциации с передвиж­ническими образами, например с «курсистками» Николая Ярошенко. Перед нами обобщенный образ русской девушки — пря­мой наследницы демократок и курсисток 1870-х годов. В этой традиционности облика присутствует ретроспективный от­тенок, однако мечта о человеческой цельности выражается у Михаила Нестерова в образе вполне реальном и конкретном.

Уже в советское время, особенно в 30-х годах, творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. Отны­не единственной точкой приложения он выбирает портрет.

В самом выборе портретных моделей виден интерес худож­ника к творческой личности, «пойманной» в порыве сози­дательного вдохновения. Излюбленная мастером динами­ческая композиция позволяла показать модель как бы «на пике» действия — скульптор Вера Мухина поглощена лепкой ста­туэтки Борея, хирург Юдин делает операцию или читает лек­цию студентам, художники братья Корины работают в своей мастерской. Герои Нестерова — активные натуры, утверждаю­щие в своей деятельности себя и свою эпоху. Активны, дина­мичны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, окружающей портретируемых, заботится о выразительности поз и жестов. Энергия сцепленных рук академика Павлова сразу вводит зрителя в атмосферу моде­ли; руки хирурга Юдина в портрете 1935 года характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 году относятся два автопортрета Михаила Нестерова. Один из них — «Автопортрет в черном», — несмотря на живо­писную основательность, по решению образа напоминает импрессионистически мгновенный острый этюд. Зато второй — «Автопортрет в белой блузе» — это законченная концеп­ция творчества, художнического бытия, обладающая убеж­дающей силой. Портрет как бы «отключен» от личности н целиком иллюстрирует идею — оттого единственным атри­бутом художника оказывается туесок с кистями а фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Сто памятных дат. 1987 год.

Галерея картин Михаила Васильевича Нестерова

 

Молчание

Молчание

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

Святая Русь

Святая Русь

Всадники

Всадники

Соловки

Соловки

Под Благовест

Под Благовест

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

Моление о Чаше

Моление о Чаше

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Старец – раб Божий

Старец – раб Божий

Девушки на берегу

За приворотным зельем

За приворотным зельем

Портрет Виктора Васнецова

Портрет Виктора Васнецова

На Руси

На Руси

Скит

Скит

Весна. Абрамцево

Весна. Абрамцево

Родина Аксакова

Родина Аксакова

Два лада

Два лада

Троица ветхозаветная

Троица ветхозаветная

 

Читайте интересную историю о Михаиле Нестерове

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников