Энгр: картины, биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
25.03.2017 16:22 |
Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867)1804. Автопортрет (Шантильи, музей Конде) «Меня упрекали и, быть может, справедливо, что я слишком часто повторяю свои композиции, вместо того чтобы создавать новые. ...Примером для меня служит великий Пуссен, часто повторявший одни и те же сюжеты». Так писал в 1859 году один из старейших художников Франции, пронесший через все бури 19 столетия верность высокому идеалу, — Жан-Огюст-Доминик Энгр. На протяжении уже полутора сотен лет произведения Энгра считаются примером академического искусства. История сохранила легендарный образ художника — хранителя классической традиции, непримиримого борца против романтизма, прославленного директора Французской академии в Риме, исполнителя официальных заказов на исторические сюжеты. Но этот образ, инспирированный самим художником, создает ложное представление об искусстве Энгра. За свою семидесятилетнюю творческую жизнь Энгр написал лишь несколько картин, которые можно было бы назвать академической живописью. Среди них — одна из первых работ молодого художника, за которую он был удостоен Большой римской премии 1801 года. Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: «Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за воспеванием подвигов героев» (1801, Париж, Школа изящных искусств). Построенная по аналогии с античным барельефом, сцена из IX песни гомеровской «Илиады» производит впечатление мастерски написанной штудии по мотивам Пуссена. Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции «Ромул, победитель Акрона» для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте «Вергилия, читающего «Энеиду» (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) — на столько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции; будь то развернутая просветительская программа «Апофеоза Гомера» (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске «Золотой век» (1843—47, Франция, замок Дампьер) — везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Однако лучшими и бесспорными достижениями художника оказались другие произведения — те, где формула выведена не из априорных «законов стиля», а из свойств самого предмета изображения. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Отец его был художником-декоратором, членом Тулузской академии живописи, скульптуры и архитектуры. В своем раннем «Автопортрете» (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином — невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии. К тому времени годы учения были уже позади. Получив первые уроки рисунка и живописи у своего отца, который обучал его также пению и игре на скрипке, Энгр в возрасте 11 лет был отправлен в Тулузу. В 1797 году он приехал в Париж, чтобы поступить в мастерскую великого Жака-Луи Давида, первого художника Франции, создателя стиля революционного классицизма. Энгр посещал мастерскую Давида до 1801 года, когда он получил право на поездку в Италию и четырехлетнее пребывание во Французской академии в Риме. Но по финансовым причинам поездка была отложена на пять лет, и тогда молодой Энгр начал заниматься самостоятельным творчеством. В этот парижский период художник написал несколько портретов, поражающих оригинальностью концепции. Много лет спустя Энгр как-то сказал: «На закате моей жизни я такой же, каким был и в начале ее». Действительно, у него не было произведений, которые можно было бы назвать ученическими, — Энгр начал с шедевров. С ранней юности будущий художник вынужден был зарабатывать на жизнь; еще учеником Тулузской академии он играл в оркестре. В Париже он стал брать заказы на живописные портреты. Этот жанр Энгр всегда воспринимал как обузу, как досадную помеху, отвлекающую его от основного призвания — исторической картины. Именно в жанре исторической картины, границы которого он существенно расширил, Энгр хотел создать «самое прекрасное и самое главное произведение всей жизни». Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать «Обет Людовика XIII», 1824; «Апофеоз Гомера», 1827; «Мучение святого Симфориона», 1834, или позднюю композицию «Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе», 1854). Но на исходе своего пути, составляя список лучших работ для показа на Всемирной выставке 1865 года, Энгр включил в него многие портреты, завоевавшие признание современников. Так, об «Автопортрете» Энгра 1804 года, также вошедшем в этот список, Теофиль Готье писал: «Это один из тех волнующих портретов, с которыми человек не бывает в комнате один, — словно некто следит за ним из глубины своих темных зрачков». В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре. Виртуозный по форме, но суховатый по характеристике портрет главы семейства Фи- либера Ривьера, крупного чиновника наполеоновской Империи, уступает женским образам этой эффектной группы. Госпожа Ривьер с ее скульптурной полнотой и белоснежной атласной кожей небрежно откинулась на спинку дивана в обрамлении причудливого узора разнообразных по фактуре и цвету драпировок. Роскошный каскад складок обладает автономной, почти абстрактной красотой. «Восхитительная мадемуазель Ривьер», как называл сам Энгр ее пятнадцатилетнюю дочь, стоит на балконе на фоне отдаленного пейзажа. Схема портрета напоминает построение изображений в живописи раннего итальянского Возрождения. Заостренная характерность угловатой полудетской фигуры и слишком крупных черт круглого лица превращена художником в чеканную формулу вечной юности. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери.) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно — хрупкости ее. Двойственность портретной концепции вызывает тревожное чувство, желание разгадать загадку «французской Джоконды», как называют портрет мадемуазель Ривьер. Энгр мучительно ощущал трудность той двойной задачи, которую он ставил перед собой: сквозь черты изображаемых лиц прозреть идеальный прообраз, сохранив сходство и передав индивидуальность. «Женский портрет! Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо», — жаловался художник. И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: «Прекрасная Зели» (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. Написанный в Риме «Портрет госпожи Девбсэ» (1807, Шантильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет выдает его постоянное стремление к идеалу. Прекрасная возлюбленная французского посланника при папском дворе изображена в простом и благородном черном платье. Как драгоценное изваяние» выделяется на фоне глубоких золотисто-коричневых и красноватых тонов голова на точеной шее. Формат картины прямоугольный, но плавно завершенный силуэт и круглящиеся линии придают ей вид тондо. Портрет заставляет вспомнить лучшие создания Рафаэля — не внешним сходством, но чувством гармонии и любви к идеалу. Однако» будучи сыном своего века Энгр едва заметно нарушает гармонию, даже допускает анатомическую неправильность: чересчур длинная шея, отсутствие видимых суставных сочленений, кажущаяся бескостность модели выдают диктат высшего закона, которому подчинил свое творчество Энгр. Художника часто обвиняли в погрешностях против анатомии. Большинство произведений, где присутствовала обнаженная натура, подвергались строгому разбору со стороны критиков. «Купальщица Вальпенсон» (1808» Париж» Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом «Юпитер и Фетида» (1811, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая «Большая одалиска» (1814» Париж» Лувр)» у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы» — все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Завершением этого направления поисков абстрактной гармонии стало одно из последних значительных произведений Энгра — «Турецкая баня» (1862» Париж» Лувр). В сравнительно небольшом пространстве двадцать пять обнаженных женских тел, прихотливо изгибаясь» образуют безупречную «симфонию линий». Внешние события жизни Энгра складывались в биографию благополучного и преуспевающего художника. Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполеона — Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее — Карла X» Луи-Филиппа» Наполеона III. Двадцать четыре года художник провел в Италии: с 1806 по 1820 год в Риме, до 1824 года во Флоренции, с 1835 по 1841 год вновь в Риме на посту директора Французской академии. Получивший в 1825 году звание академика и орден Почетного Легиона из рук самого Карла X, Энгр постоянно удостаивался почестей и наград. В 1858 году галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет для коллекции портретов знаменитых художников всех школ и эпох. Сам Энгр хотел видеть себя «хранителем добрых доктрин, а не новатором ». Постоянным объектом художественной полемики служили для Энгра произведения его главного соперника — великого художника-романтика Эжена Делакруа. Противоположность их характеров выразилась в июльские дни революции 1830 года, когда оба художника охраняли сокровища Лувра во время уличных боев в Париже. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр — у полотен своего кумира Рафаэля. Но и Энгр испытал воздействие романтизма. Проницательный современник назвал Энгра «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин» (Теофиль Сильвестр). Метафора оказалась удивительно точной: причудливые извилистые линии, отсутствие теней, пряный колорит придают даже самым классическим сюжетам художника экзотический привкус Востока. Сочетание чувственности и холодной отстраненности в искусстве Энгра вносит тот неклассический диссонанс, который выдает его безусловную принадлежность 19 столетию. Неудивительно, что искусством Энгра восхищались будущие импрессионисты Эдгар Дега и Огюст Ренуар; его творчество высоко ценили и крупнейшие мастера 20 века — Пабло Пикассо и Анри Матисс.
Е.ГОРДОН Галерея картин ЭнграTags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru