Восприятие изображения |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Татьяна Желтенко | |||
04.07.2011 21:47 | |||
«А есть ли какие-то объективные критерии оценки влияния картины на наши эмоции?». Такой вопрос заинтересовал читателей статьи «Настроение в рамке». Что же, давайте обсудим несколько практических признаков, влияющих на психовосприятие изображения. Вопросы подсознательной связи цвета, формы и расположения отдельных элементов на картине, рисунке, плакате, афише особо заинтересовал людей ещё сто лет назад: тогда появилась возможность тиражировать цветное изображение. К середине ХХ века были проведены исследования и выдвинуты теории как о восприятии цвета (Люшер) и картинки (от массы тестов «нарисуй …» до метода портретных выборов Сонди), так и о восприятии элементов в зависимости от их расположения на холсте (Пульвер и т.д). С дальнейшим развитием массовой культуры этими знаниями стали пользоваться специалисты по имиджу и производители рекламы. И, конечно же, взяли на вооружение и продолжали развивать психологи, специализирующиеся на помощи в изменении отношения к действительности с помощью образов. Такова краткая история вопроса. Теперь о практических советах. Начнём с отдельных элементов. Каждое изображение состоит из сочетания геометрических форм. Попробуйте к ним присмотреться. Какое ощущение вызывают их контуры у вас? Как они будут себя вести, если их передвигать, например, мысленно положив на ладонь: легко катиться, жёстко перетаскиваться или царапать кожу многочисленными углами? Вот вам и азы психогеометрии в образах. Перейдём к цветовой гамме. Почти каждый раз при использовании восьмицветного теста Люшера мне доводится услышать смутные предположения о «хороших» и «плохих» цветах. Однако на рисунке (картине, плакате) цвета представлены в разных пропорциях и разной интенсивности. Посмотрим же на какое-либо изображение и зададимся примерно таким вопросом: это мягко зелёный, ярко зелёный или ядовито зелёный предмет изображён в центре картины (возможны варианты)? Маленькое отступление: некоторые репродукции прекрасных картин искажали восприятие из-за невозможности адекватно передать цвета при дешёвой печати. А мы ломали себе голову: чему же там можно восхищаться? Итак, мягкие, пастельные цвета «разбавляют» порождаемые эмоции. Любые яркие, контрастные цвета бросаются в глаза, навязывают актуальность восприятия именно данного объекта, а при доминировании – создают преобладающее настроение с последующим отвращением от пресыщения. Очень актуально сочетание цветов в конкретных участках. Они могут усилить либо ослабить влияние друг друга, определить приоритет во взаимном влиянии. Мудрено? Агрессивность ради самоопределения – это одно. Здесь естественная потребность отвоевать себе кусок пространства для дальнейшей жизни. И совсем другой случай – самоутверждение с помощью агрессии. Здесь уже избранный стиль: кругом враги и каждого необходимо уничтожить. Хочу ещё раз заметить: в жизни важны все качества, все эмоции… и все цвета. Проблемы, как правило, вызывает именно преобладание чего-то одного. Потому полезным будет присмотреться к изображению и, затем, прислушаться к себе. Какие чувства и ощущения вызывает у вас созерцание данной работы? Может быть общее впечатление тёмное, мрачное, холодное, не уютное, угнетающее? Или яркое, возбуждающее, приводящее в экстаз, побуждающее к немедленным решительным (порою скоропалительным) действиям, жёстким решениям, выплеску агрессии? А может быть спокойное, умиротворяющее, добродушное ощущение? Почему я прямо не перечислю значение цветов? По М. Люшеру, убедительно доказавшему, что в разные периоды жизни человек одни и те же цвета воспринимает как «требуемые», «нейтральные» или «отвергаемые». Притом – в соответствии со своими сегодняшними потребностями. Хотя общие закономерности, конечно же, есть. Но, опять таки, очень важен ещё и оттенок. Несколько слов о сюжетной линии. Более десяти лет назад один уважаемый московский психологический центр выпустил компьютерную программу. Предлагалось выбрать из двух картинок одну как более приятную. Помимо цветных карточек и геометрических фигур там предлагались реальные фотографии различавшиеся (если приглядеться) только сюжетом. Тихая бухта и бурный прибой. Труд и отдых. Общение с животными и людьми и техникой. Агрессия и доброта. Напористость и созерцание. После целого набора подобных выборов программа выдавала заключение, где в три абзаца рассказывала о вашем сегодняшнем настроении и предлагала конкретный совет на сегодня. По моему глубокому убеждению, постоянное нахождение вблизи картин, календарей, репродукций определённого сюжетного набора поддерживает в человеке именно те эмоции, которые продиктовали выбор этих изображений. И немного о художественном пространстве. Вкратце дело обстоит так. Вверху располагается духовное, общее, объединяющее. Внизу – личное, материальное, прагматичное. Слева – прошлое. Справа – будущее. Центр – сегодняшнее, злободневное. Соответственно можно провести анализ конкретных линий, объектов, символических образов по их расположению. Таковы общие закономерности. С ними можно считаться. Их можно игнорировать. Но о них полезно знать. В остальном – выбор за вами. Юрий Маслёнов ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 16.09.2020 13:56 |
E-mail: pavelin@mail.ru