Спортивная тематика на картинах Александра Дейнеки |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин. | |||
06.11.2011 12:34 | |||
Спорт и искусство
Ещё ученические рисунки Александра Дейнеки демонстрируют его уверенную манеру письма, отличительной особенностью которой являлось динамичное и экспрессивное изображение человеческого тела в движении. Плакат. Физкультурница. Работать, строить и не ныть! 1933. исотчник nevecspic.com.ua Именно поэтому на большей части его удачных композиций воспроизведены танцующие, занимающиеся спортом и тяжелой физической работой люди. В последующем Дейнека даже утверждал, что спорт помог ему найти свой собственный художественный язык. В этом отношении очень интересен эпизод из книги Дейнеки «Из моей рабочей практики», в котором он рассказывает, как рождалась его первая картина — «Футбол» (1924): «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков, и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Футбол. 1924
Таким образом, спортивная тематика помогла Дейнеке найти не только своеобразное содержание, но и создать свои особые композиционные и пластические средства выразительности. Важно отметить, что произведения на тему спорта имели правильную с точки зрения советской идеологии (которую Дейнека искренне считал единственно верной) общественно-политическую направленность Живопись социалистического реализма подразумевала изображение радости, оптимизма и здорового духа человека – созидателя новой счастливой жизни. Вртатарь. 1934
Со временем Дейнеку продолжала интересовать возможность максимальной передачи на картине пластики тренированного тела. В его понимании красота спортсменов, занятых физическими упражнениями, символизирует здоровый дух состязательности, молодости, любви к жизни, товариществу. Дейнека с удовольствием выписывал напряженные мышцы рук и ног. Необычные, неожиданные ракурсы спортсменов, упругость и стремительность их движений наполняют картины Дейнеки динамикой, внутренним напряжением. В каждом его полотне всегда ощущается ритм современности. Игра в мяч. 1932
В процессе работы над спортивной темой Александра Дейнеку интересовала и обнаженная натура. На картине «Игра в мяч» изображена обнаженная женская натура, исполненная строгой античной простоты и мощи. Для этой картины специально позировали профессиональные спортсменки. Александр Дейнека и сам занимался многими видами спорта, что, безусловно, сообщало его произведениям достоверную убедительность. Можно смело сказать, что для Дейнеки спорт был художественной реальностью, которую он воспринимал абсолютно органически. Он являлся страстным пропагандистом физической культуры, ратуя за участие в спортивном движении широких масс трудящихся. Этот искренний интерес трансформировался в оригинальное художественное решение. Эстафета по кольцу "Б". 1947
Бег. 1934
Раздолье. 1944
Футболист. 1932
Физкультурники. 1934
Юность. 1961
Мозаичное панно для станции метро "Маяковская" 1938
"Динамо"
Утрення зарядка. 1932
Лыжники. 1931 Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 04.07.2019 12:17 |
E-mail: pavelin@mail.ru