Мстислав Добужинский: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
15.12.2017 13:07 |
Творчество Добужинского (1875-1957)Мстислав Валерианович Добужинский по праву считается одним из ведущих мастеров «Мира искусства» — объединения, чья деятельность охватывала разные сферы художественных интересов и составляла яркую сторону культурной жизни России начала XX века. У Добужинского много общего с другими художниками «Мира искусства» — А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, Л. С. Бакстом, Е. Е. Лансере, В. А. Серовым. Так же, как и они, Добужинский обладал глубокой художественной и историко-культурной эрудицией. Так же, как и другие мирискусники, он был весьма широк в своих увлечениях — создавал обширные циклы графических листов, много работал как иллюстратор и оформитель книг и журналов, часто обращался к театрально-декорационной живописи, пробовал свои силы в живописи станковой. Так же, как и некоторые из мирискусников (Серов, Лансере), Добужинский гневно откликнулся на события 1905 года. Он так же решительно порвал с академическими традициями в изобразительном искусстве и выработал новую манеру, в целом близкую мирискусникам, но одновременно и своеобразную — сочетающую плоскостно-орнаментальное, строго графическое начало с острой экспрессией штриха и подчеркнуто контрастным сопоставлением черных и серых пятен, свободную от излишней декоративности. Своим отношением к городу Добужинский был близок урбанистическим мотивам в современной ему литературе — главным образом, в поэзии символизма. В свою очередь, поэты-символисты (А. Блок. Андрей Белый, К. Бальмонт) продолжали одну из линий русской литературы, идущую от Гоголя (для которого в Петербурге «все дышит обманом,.. лжет») до Достоевского (которому этот город открывался скоплением безликих домов, мрачных дворов-колодцев, безвольных, мятущихся людей). Характерным образом города у символистов, уже Целиком связанным с современностью, почерпнутым ими в поэтике Э. Верхарна, становится образ города-чудовища, паука или спрута, тысячами жадных щупальцев высасывающего «пространства земли». Этот образ возникает и в творчестве Добужинского — в одном из листов город предстает пауком циклопических размеров, внутри каменного мешка пасущим безвольное человеческое стадо. Город-поработитель, «насильственно-слитное множество» (Бальмонт) рисуется символистам в виде хаотического нагромождения теснящихся домов, лязгающих заводов, заводских труб, своим дымом отравляющих окрестности. Все это находит прямые отзвуки в творчестве Добужинского, порою получая гиперболически-гротескное выражение, близкое метафорическому строю поэзии символизма (серия «Сны»). Ряд работ художника как бы «иллюстрирует» (разумеется, не в буквальном смысле), развивает некоторые мотивы городской лирики А. Блока, раскрывающей трагическую безысходность убогой повседневности, одиночество человека в безразличной и даже враждебной среде. Одна из них — «Окно парикмахерской», где на бегущего мимо витрины человека бессмысленно таращатся глаза манекенов, вызывает в памяти такие строки Блока: «Ты вскочишь и бежишь на улицы глухие, но некому помочь: куда не повернись — глядит в глаза пустые и провожает — ночь». Известным стихотворением Блока навеяна работа «Ночь, улица, фонарь, аптека». Добужинского объединяет с другими «мирискусниками» свойственное всем им неприятие современной буржуазной цивилизации Но если для большинства «мирискусников» это неприятие было связано с бегством от действительности в надуманную идиллию, с воспеванием далекого прошлого, то для Добужинского, как и для близких ему по духу поэтов-символистов, это значило попытку — пусть стихийную, пусть далеко не последовательную — осмыслить новые условия существования человека в мире и дать им оценку своим творчеством. Галерея картин Добужинского ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru