Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer): картины, биография

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 1196 гостей и 1 пользователь онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer): картины, биография
 
 
 

Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer): картины, биография

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 11
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
27.09.2012 16:02

Дама у вирджинала и кавалер

 

Вермеер (Вермер), Ян (Vermeer, Jan) (1632–1675), – выдающийся нидерландский живописец , мастер бытовой живописи и жанрового портрета, символически олицетворяющих Голландию «золотого» 17 в. Вермеер - крупнейший представитель дельфтской школы. Родился художник в семье торговца шелком и картинами. Искусствоведами считается, что сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса.

 

О творчестве Яна Вермеера

Середина XVII столетия — новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы. Творчество некоторых жанристов поднимается над занимательным изображением быта и достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода. Особенно ярко этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера, одного из представителей так называемой «дельфтской школы».

Вермеер — одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства XVII столетия. Этот художник, будучи при жизни известным и ценимым мастером, оказался совершенно забытым уже на рубеже XVIII века. Возрождением к новой жизни Вермеер «обязан» французскому критику Торе-Бюрже, который не только извлек из забвения имя мастера, но и дал основные характеристики его творчества. Уже к концу XIX века популярность «Дельфтского сфинкса», как называл Вермеера Торе-Бюрже, достигла необычайной высоты. Вермеер был признан великим живописцем. Его имя стало упоминаться наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее, знаем мы об этом художнике не очень много. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. Следующий факт жизни художника, подтвержденный документально, — его женитьба в 1653 году. При этом Вермеер, видимо, перешел из лютеранской церкви в католическую. В этом же году он вступил в живописную гильдию св. Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь одна его поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступал в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по некоторым финансовым документам, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался, выражаясь современным языком, «для себя». Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно). Уже современники ценили его картины. Есть свидетельство одного французского путешественника, который, побывав в Дельфте, записал, что видел одну картину Вермеера ценой в 600 гульденов (цена для того времени огромная). Тем удивительнее, что Вермеер был так быстро забыт. Видимо, он совершенно не гнался за славой и был хорошо известен лишь в кругах знатоков искусства.

О личности самого мастера больше всего сведений, пожалуй, можно почерпнуть непосредственно из его картин. Хотя и тут есть непреодолимые сложности: Вермеер почти никогда не датировал свои произведения. Поэтому определить его стилевую эволюцию трудно.

Ранние произведения художника имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения. Точнее будет сказать, что он воспринял многие принципы художественной системы Ренессанса через предшествующие и современные ему живописные направления—романизм и караваджизм. Но мастер проник в суть итальянского искусства глубже, чем это смогли сделать многие его предшественники. Стремление к высшей упорядоченности всех элементов композиции, классическая построенность стали для Вермеера основными художественными приемами.

Одной из первых вещей подобного рода — дрезденской картине «У сводни» — далеко, однако, до строгости. Ее фривольный сюжет живо напоминает живопись утрехтских караваджистов. Но есть и существенные отличия. У Вермеера нет ни малейшего следа вульгарности или гротеска. Художник сознательно облагораживает образы. Психологическая ситуация, возникающая в картине, захватывает зрителя, активно привлекает его внимание. Поэтому полотно «У сводни» можно назвать самой «караваджистской» из всех вещей Вермеера, самой чувственной и самой патетической.

Творческой зрелости Вермеер достигает очень рано. Уже во второй половине 50-х годов XVII века, то есть после своего двадцатипятилетия, художник окончательно определяется в своих интересах, отдав предпочтение бытовому жанру. Его излюбленным мотивом становятся тихие строгие интерьеры с несколькими фигурами беседующих персонажей.

Ряд произведений этого времени можно объединить по формальным признакам в одну группу. Это, прежде всего «Девушка с письмом» из Дрездена, амстердамская «Служанка с кувшином молока», а также несколько женских образов. Кажется, что эти интерьеры написаны с натуры в одном и том же доме. Похожи окна с цветными витражами или узорными металлическими переплетами, столы, накрытые коврами, географические карты на стенах. Напоминают друг друга даже изображенные художником женщины — госпожа и служанка. Они переходят из картины в картину, как бы перемещаясь из одной комнаты в другую в процессе своих каждодневных дел. Их образы обладают особой, вермееровской самопогруженностью, внутренней независимостью, отгороженностью от зрительского мира (совершенно противоположное желание завлечь зрителя свойственно картине «У сводни»).

Одна из главных причин столь значительной переориентации Вермеера — во все возрастающем влиянии другого дельфтского живописца, ученика Рембрандта — Кареля Фабрициуса и,4 в связи с этим, все большее приобщение художника к местным живописным традициям. Вермеер все дальше уходит от внешней экспрессии, от всего показного и поверхностного. Он углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Он стремится выявить и подчеркнуть ее обыденность, простоту. Именно этим путем Вермеер приходит к высочайшим обобщениям.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделяет особой светоносностью, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. С поистине гениальным мастерством Вермеер моделирует форму одним лишь светом, передавая материальную и сверхматериальную сущность вещей. Тот же свет является для него главным средством создания эмоциональной атмосферы в картине. Живопись Вермеера, в которой перемежаются чистые локальные цвета и световые точки, напоминает россыпи драгоценных камней. Ей трудно найти аналогии в мировом искусстве.

Другой тип интерьеров, созданных Вермеером, — бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. В них художник расширяет видимое пространство, «дает волю перспективе». С математической точностью он выстраивает устремляющиеся в глубину силуэты предметов, плоскости стен, четкий геометрический орнамент пола. Со смелостью подлинного художника он нарушает этот строгий ритм вольно спадающими со стола складками ковра («Дама и кавалер у клавесина») или движением открывающейся гардины («Мастерская художника»). Этим Вермеер добивается ощущения гармонии, уравновешенности. Ему импонирует радостное и спокойное человеческое бытие. Чтобы передать его ощущение, Вермеер сознательно упрощает сюжет, сводит до минимума рассказ, рассаживает своих героев в спокойных задумчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

В те же годы, когда дух безмятежности и покоя царит в картинах и душе художника, появляются на свет единственные в его творческом наследии два пейзажа (существование третьего подтверждается некоторыми документами, но он нам неизвестен).

Художник изображает свой родной Дельфт. Как показывают исследования, в «Уличке» он запечатлел вид из окна своего собственного дома. Что касается панорамы Дельфта, то и здесь известно место, откуда художник писал свой пейзаж. Подобная работа над пейзажем с натуры была довольно редким явлением для того времени.

«Уличка» — типичный уголок старого голландского города. Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков — все это можно видеть уже на нидерландских картинах XV столетия. Но теперь пейзаж предстает во всей своей полноте, открывая еще одну грань тихой городской жизни. Кажется, что стоит только открыть ставни и заглянуть в окна, как мы увидим тех же дам, кавалеров и служанок, что мы видели в жанровых сценах Вермеера.

По отношению к пейзажам Вермеера принято говорить о пленэре. И здесь тоже художник остается, верен традициям старонидерландской живописи, в начале XV века делавшей попытки изображения воздушной перспективы и солнечного света. Однако сколь далеки эти попытки от того, что с таким блеском удается Вермееру! В панораме Дельфта солнечный свет предстает во всем своем природном разнообразии: в лучах, пробивающихся сквозь облака, в отражениях на воде, в бликующей поверхности мокрых от дождя зданий. В этом сиянии город не теряет своей реалистичности и остается обителью тех мыслей и чувств, которые выражал своим искусством Ян Вермеер.

 

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.

Картины Вермеера

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Комментарии 

 
+1 #1 Екатерина 2013-11-13 18:56 Спасибо большое) Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников