Искусствовед Анатолий Бакушинский: биография, книги

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 1344 гостей онлайн
Главная Сообщения художников Познавательное Искусствовед Анатолий Бакушинский: биография, книги
 
 
 

Искусствовед Анатолий Бакушинский: биография, книги

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Информация художников - Познавательное
16.02.2021 14:51

Анатолий Васильевич Бакушинский

Анатолий Васильевич Бакушинский (1883-1939)

Анатолий Васильевич Бакушинский вошел в историю искусствознания как разносторонний научный и общественный деятель. Его работы в области теории и практики эстетического воспитания, психологии творчества и психологии восприятия искусства, монографии о советских скульпторах, исследования народного творчества вошли в золотой фонд отечественной науки об искусстве.

Анатолий Васильевич Бакушинский родился в селе Верхний Лендех Владимирской губернии. Поблизости располагались старинные центры иконописи Холуй и Палех, где будущий ученый мог наблюдать за работой местных художников-иконописцев. Там он по-настоящему увлекся рисунком и скульптурой, мечтая посвятить себя профессии художника. И хотя задуманное не осуществилось, полученные в юности знания и навыки неизменно помогали в будущей деятельности Бакушинского-искусствоведа.

В 1911 году Бакушинский окончил историческое отделение историко-филологического факультета Юрьевского университета (ныне — г. Тарту). В течение шести лет кроме истории он изучал историю искусств, серьезно занимался философией. В 1912 году Бакушинский поступил в Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина. Созданный в Москве институт для лиц, уже имевших высшее образование, отличался особой программой. В течение двух лет студенты наряду с общеобразовательными дисциплинами занимались музыкой, пением, физическими упражнениями, необходимыми для гармонического развития. Основное же внимание уделялось разработке самой методики преподавания, что и привлекло Бакушинского в число слушателей.

Получаемые в институте знания он успешно реализовывал в своей собственной педагогической деятельности в московском Петропавловском училище, где молодой ученый читал в то время курс истории искусства.

Проблемы художественного воспитания и психологии восприятия изобразительного искусства становятся для Бакушинского одной из ведущих тем. Главный акцент в раз­работанной им в 1918—1921 годах системе художест­венного восприятия ставился Бакушинским на «непосред­ственное творческое переживание произведения искусства*.

С первых дней революции Бакушинский отдает свой богатый опыт и знания делу эстетического воспитания народных масс, впервые приобщавшихся к мировому художественному наследию. Он публикует цикл статей на тему «Как смотреть картину», обращенный к рабочей аудитории; ведет планомерную работу по улучшению качественного уровня художественных экскурсий, которые виделись Бакушинскому одной из эффективнейших форм пропаганды искусства. Ана­толий Васильевич считал экскурсию таким же творче­ским актом, как и само искусство. Созданная им школа твор­ческой экскурсии видела свою главную задачу в том, что­бы «научить смотреть» произведения искусства. Ее пытались решать слушатели организованного им в 1918 году семина­ра, в котором, кроме самого руководителя, преподавали такие видные деятели советского искусства, как архитектор И. В. Жолтовский, скульптор В. Н. Домогацкий, графики В. Д. Фалилеев и И. Н. Павлов. Семинары эти проводились в Цветковской галерее, дававшей богатые возможности сравне­ния и анализа произведений, столь необходимые для ме­тодики ученого. С 1917 года Анатолий Васильевич являлся хранителем галереи — собрания русского искусства, при­несенного в дар Москве в 1909 году банковским служащим И. Е. Цветковым. В 1926 году оно влилось в состав Государ­ственной Третьяковской галереи, а в 1927 году Бакушинский стал заведующим отдела графики ГТГ. Многолетняя работа над уникальным цветковским собранием рисунков выдающихся русских мастеров делает ученого специалистом в области русской графики. В 1925 году выходит первый ка­талог цветковского собрания живописи и рисунка — плод кропотливого труда Бакушинского-хранителя.

Двадцатые годы — время до предела насыщенной общест­венной и педагогической деятельности ученого. С 1920 года он читает лекции в Московском государственном универси­тете, Литературно-художественном институте им. В. Я. Брю сова, ИФЛИ. Среди его учеников будущие видные совет­ские историки искусства М. В. Алпатов, Н. И. Врунов, В. М. Василенко. С основанием в 1921 году Государственной Академии художественных наук (ГАХН), Бакушинский — ее действительный член, руководитель психологического от­деления Академии. Одновременно он работает и в Инсти­туте археологии и искусствознания, Научно-эксперименталь­ном институте художественной промышленности.

Неоспоримой заслугой ученого является его деятельное участие в восстановлении отечественных народных промыс­лов. Под непосредственным руководством Бакушинского, заложившего в своих научных трудах основы советской науки о народном искусстве («Искусство Палеха», 1934; «Искусство Мстеры», 1934), велась работа по возрождению народного искусства Дымки, Городца и Хохломы, развитию современного искусства в бывших иконописных центрах Палеха, Мстеры и Холуя.

Большой вклад внес Бакушинский в теорию и историю искусствознания. Его наиболее значительный теоретический труд — книга «Художественное творчество и воспитание» (1925). Имя Бакушинского связывается и с первыми иссле­дованиями о советской скульптуре. По его статьям 20-х — начала 30-х годов сегодня легче понять процесс становле­ния советской скульптуры. Он первым откликнулся на новое для русского искусства явление — организацию самостоя­тельных скульптурных выставок, устраиваемых с 1926 года Обществом русских скульпторов (ОРС). Результатом столь пристального внимания к пластическим искусствам стали монографии о первом председателе ОРС В. Н. Домогацком (1936), скульпторе-анималисте и графике В. А. Ватагине (1933).

После смерти автора, в 1939 году, вышла его книга о Н. А. Андрееве — скульпторе, рисовальщике, театральном художнике, авторе московских памятников Н. В. Гоголю и А. Н. Островскому, основоположнике ленинской темы в советском искусстве. Эта монография остается и сегодня ка­питальнейшим исследованием о выдающемся мастере совет­ского изобразительного искусства.

Бакушинский органично соединял в себе врожденный педагогический талант, незаурядный литературный дар, скрупу­лезность музейного работника и инициативность обществен­ного деятеля. Его имя для нас навсегда останется неразрывно связанным с советским искусством 20—30-х годов.

Н. СЕМЕНОВА

 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников