Украинский художник Федор Манайло: картины, биография |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин. | |||
03.06.2018 12:56 | |||
Федор Федорович Манайло (1910 — 1978)Федор Федорович Манайло — один из крупнейших мастеров украинского изобразительного искусства 20 века. Его творчество достойно представляет закарпатскую школу живописи, а в кругу художников этого края Манайло принадлежит уникальное место. Сын бедного сельского дьячка, Манайло сумел получить художественное образование. В 1928— 1934 годах, когда Закарпатье принадлежало Чехословакии, он занимался в Высшей художественно - промышленной школе в Праге. Здесь юношу обучили профессиональным навыкам и работе в разных видах станкового и прикладного искусства. Таким образом, молодой художник, единственный из своего поколения, прямо не учился у А. М. Эрдели и И. И. Бокшая, основоположников закарпатской школы живописи. Однако творчество Манайло с первых же его самостоятельных шагов гармонически влилось в художественную традицию, созданную этими выдающимися украинскими живописцами. После окончания пражской школы Манайло два года проводит в армии. Возвратясь на родину, он начинает вести рисунок в Ужгородской ремесленной школе, занимаясь творчеством лишь урывками: все время отнимала преподавательская деятельность. Определяющее влияние на образный строй полотен Манайло оказало его знакомство с народными обычаями и фольклором. Манайло чутко ощущает неумирающее язычество, сохранившееся в верованиях закарпатцев, — достаточно сказать, что традиционные праздники, восходившие к докиевской Руси, были в Закарпатье обнаружены этнографами в «живом» виде еще в 20—30-е годы XX столетия. Обряды и верования гуцулов отличаются особенной оригинальностью, они надолго пленили воображение художника. Он обращается к изображению народных празднеств. Особенно привлекала его гуцульская свадьба — торжество, которое длилось больше недели и в котором участвовало все село. Вселенский характер свадьбы, с устоявшимся ритуалом, в котором были и мистические черты, Манайло передает в своих буйных композициях, напоенных жаркими цветами, где, как и в самих торжествах, соседствуют красота и жуть («Встреча молодых», 1941; «Гуцульская свадьба», 1941; «Проводы невесты», 1940 и т. д.). Пышные обряды закарпатцев не могли, однако, заслонить для живописца устрашающей реальности. В родном краю народ практически вымирал от голода, лишений, болезней. Трагедия родины, усугубившаяся в период второй мировой войны, становится темой многих полотен Манайло. Названия их красноречивы — «Дед бедняк» (1932), «Тяжелая жизнь», «Беда», «Похороны на Верховине» (все 1942 года) и др. Картина «Скорбь», написанная в 1940 году, воплощает драматизм образного мира художника. Ее стилистика еще характерна для полотен Манайло досоветского периода. Контурный рисунок судорожно очерчивает внутренность убогой селянской хаты, где лежит страшный и суровый покойник. Потерянная хозяйка и большеголовый мальчик замерли перед загадкой смерти. Линии контуров процарапаны рукоятью кисти по непросохшему красочному слою. Экспрессивность полотна подчеркнута и ослепительностью ледяного света, заливающего сцену, и стремительным перспективным сокращением изображения. Годы второй мировой войны обрушили еще большие бедствия на народ Закарпатья. Глубоко выстраданное символическое значение вложено Манайло в картины «Мы ждем» (1943). Крупным планом на ней изображены изможденные лица людей, напряженно прислушивающихся к далекому гулу. После войны для закарпатских мастеров наступает волнующее время. Они впервые приезжают в Москву, знакомятся с русским реалистическим искусством, с творчеством своих современников — советских художников. Новые темы, новые впечатления формируют и иные образы в искусстве Манайло: отныне самым важным для него становится отображение новой жизни Закарпатья. Пейзажный жанр выдвигается в его творчестве на первое место. Картины из жизни старого и нового Закарпатья образуют два естественно противопоставленных цикла («Почта на полонине», 1948; «Гуцульские полонины», 1955; «Пастбище», 1955; «Вечер в горах», 1956; «Нижне- Быстрянская ГЭС», 1959 и т. д.). Ломка старой художественной системы происходит не без утрат и потерь; экспрессивно-декоративный язык Манайло претерпевает изменения, что не всегда соответствует его художническому темпераменту. Новое дыхание обретает творчество мастера в 60—70-е годы: цикл его цветных монотипий становится значительным событием для украинского искусства. Пейзажи, натюрморты, композиции на темы народных сказаний и легенд — темы его графических работ середины 60-х годов. Обновление пластического языка сказывается и на живописных произведениях мастера: в эти годы создаются его известные картины «Гуцульская гражда» (1967) — горная усадьба, героически пламенеющая на фоне гор, «Веселая работа» (1968), «И скала плодородна» (1971) и др. Помимо создания станковых произведений, закарпатский мастер занимается театрально-декорационным искусством, успешно выступает как монументалист — ему принадлежат мозаики в ресторане в Ужгороде, мозаики из натурального камня в ресторане «Верховина» в Киеве, оформление ленинградского магазина «Русские вина» и т. д. В 1977 году Манайло присвоено звание народного художника УССР. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 01.10.2019 11:26 |
E-mail: pavelin@mail.ru