Что такое натюрморт |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Роза Сан | |||
19.12.2011 14:55 | |||
Возникновение и развитие жанра натюрмортаВ XVII веке в европейской живописи появился и достиг высочайшего расцвета новый жанр, позднее получивший мало подходящее ему название «натюрморт», т. е. мертвая натура. Этот термин возник, по-видимому, лишь в начале XIX века, в эпоху глубочайшего упадка и непонимания натюрморта, и первоначально относился к специфическим изображениям, например, битой дичи. Таким образом, его значение было очень узким, соответствовало конкретной теме и лишь постепенно, в результате теоретических исканий искусствознания, распространилось на все самостоятельные изображения вещей. Мастера же XVII века, даже в стране широчайшего распространения натюрморта — Голландии, не заботились об общем названии нового жанра. Они писали посуду, снедь, цветы, фрукты, битую дичь и выловленную рыбу (но не как мертвых животных, а как добычу, которая только что еще была полна жизненного трепета), писали они и предметы, напоминающие о бренности существования: череп, песочные часы, догорающую свечу. Каждый из этих сюжетов именовался по-своему, как будто в многообразии названий сказывалось то богатство жизни, которое открывали вещи людям XVII столетия. Только на закате натюрморта, в начале XVIII века, робко появляется первое общее название жанра — стиллевен, т. е. «тихая жизнь». Конечно, оно более объективно, чем «натюрморт», но все же касается лишь поверхности описываемого явления, имеет явственный элегический оттенок. «Тихая жизнь вещей» кажется весьма отвлеченным поэтическим образом рядом с тем, порой очень шумным миром, полным различных человеческих чувств и даже страстей, личных и социальных вкусов, который развертывается в голландском натюрморте. Цветы в вазе. Ян Брейгель Старший, по прозванию «Бархатный», Почему вещи, прежде прекрасно изображавшиеся в мировом искусстве рядом с человеком или как часть орнамента, в XVII столетии остаются в картинах одни? Что мешает посадить за стол, на котором расставлена посуда и разложена еда, семью или пирующих друзей? Где охотник, настрелявший дичь, и рыбак, выловивший рыбу? Пожалуй, можно ответить на этот вопрос таким сравнением. В присутствии человека вещи немеют, как хорошо вышколенные слуги в присутствии хозяина. Но стоит хозяину удалиться, и слуги начинают разговор, у жизни словно открывается второе дно. Человек, поставив себя в предыдущую эпоху Возрождения в центр Вселенной и таким образом взвалив на плечи тяжкий груз забот, словно устал от этого в XVII веке. Он отходит в сторону, иногда вообще прячется, чтобы посмотреть, как живет мир без него, послушать своих «слуг». Исчерпав возможности самоанализа, человек анализирует свое ближайшее окружение. Ему открывается душа природы и быта, тесными узами связанная с его бытием. Как уже говорилось, особое развитие натюрморт получил в Голландии XVII века, молодой тогда буржуазной стране, где частный быт пользовался особенным уважением. Но и голландцы не сразу научились прислушиваться к вещам. Так, например, первые натюрморты живописцев города Гарлема напоминают собой банкетные столы, за которыми обычно изображались в групповых портретах стрелковые общества. Расставленные в симметричном, как бы воинском порядке нетронутые принадлежности пира на этих столах еще недостаточно предоставлены сами себе и потому немногословны. Они собраны, как диковинные экспонаты в кунсткамере, выхвачены из жизни. Однако в 20-е годы XVII века в творчестве двух гарлемских художников, Питера Класа и Виллема Геды, появляется иное понимание натюрморта. Исчезает симметрия, вещи изображаются в естественном беспорядке, как во время или после еды, когда об их расположении перестали заботиться. Предметы начинают раскрываться: с лимона наполовину счищена и завивается спиралью кожура, хлеб надломлен, бокал наполовину пуст или даже опрокинут набок и разбит, скатерть скомкана на одной половине стола, тогда как другая обнажена. Богаче становится подбор вещей, рядом с остатками трапезы могут лежать потухшая трубка и раскрытые карманные часы, соседствуют изысканный бокал с белым вином, селедка, грецкий орех, солонка и виноград, сорванный вместе с лозой. Предметы приводятся в мягкие или звучные соприкосновения, сталкиваются стекло, металл, дерево, шуршит ткань. Вещи проникают друг в друга оптически — отражениями или благодаря прозрачности стекла, и телесно — тяжелый бокал утопает в скомканной скатерти, стекло разбивается о серебро, ягоды ежевики выглядывают из разрезанного пирога. Беспорядок, т. е. нарушение созданного человеком порядка, был вторым шагом голландского натюрморта (вслед за симметрией), направленным на поиски выразительности. свойственной вещам. Комбинирование предметов, не оправданное человеческими потребностями и действиями, было началом следующего, высшего этапа, главное слово в котором предстояло сказать уже другим художникам. Только тогда вещи заговорили во весь голос, тогда притихшему человеку в полной мере открылась их поэзия. Пузатый глиняный кувшин, стеклянный бокал, скомканная салфетка и курительная трубка, расположенные рядом, смогли зазвучать проникновенной музыкой, в чем-то лучше, в чем-то полнее говорящей о мире, чем шумные человеческие дела. На заметку: Гранд Флора - это международная служба доставки цветов. Если вы хотите сделать любимому человеку сюрприз, поднять настроение, заходите на сайт grand-flora.ru. Специалисты составят вам авторский букет цветов. Доставка букетов осуществляется в любую точку России. Опыт работы компании «Гранд Флора» - более 5 лет. На сайте сделан удобный сервис выбора цветов, возможен способ заказа букетов в один клик.
Современные художники, работающие в жанре натюрморта Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 28.10.2020 15:33 |
E-mail: pavelin@mail.ru