Амеде Озанфан: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
20.06.2017 13:35 |
Творчество Озанфана (1886-1966)Амеде Озанфан — французский художник, чье имя неразрывно связано с термином «пуризм». Что такое пуризм художественной публике стало ясно после того, как Озанфан вместе 110 с Шарлем-Эдуардом Жаннере (ставшим известным как архи тектор под именем Ле Корбюзье) опубликовали в 1918 году манифест «После кубизма», который одновременно послужил вступительной статьей к каталогу выставки работ этих двух художников. В манифесте объявлялась новая посткубистическая эра в искусстве. Авторы выражали свое восхищение «классической» фазой кубизма (1910—1912 годов), но обвиняли кубизм в том, что он не соприкасался с современной жизнью. Как впоследствии писал Озанфан, манифест «После кубизма» говорил о красоте машин и тех уроках, которые можно извлечь из них и предметов, которые они производят. Озанфан родился в городке Сен-Квентен. В Сорбонне он изучал труды философа Анри Бергсона, слушал лекции по математике Анри Пуанкаре, посещал курс Ромена Роллана по истории музыки. С юности он начал писать, заниматься живописью, много путешествовал. Рисовальную школу он посещал в своем родном городке, в Париже учился в Академии JIa Палетт. С 1908 года начал принимать участие в выставках. В 1909—1913 годах путешествовал по России, Италии, Бельгии, Голландии. В 1912 году, будучи в Петербурге, он женился на художнице Зине Клингберг, подруге Сони Терк, ставшей женой известного французского художника Робера Делоне. Но в 1918 году супруги развелись. В личности Озанфана своеобразно сочетались преклонение перед классикой, перед французской художественной традицией и увлечение техницизмом, стремление к обновлению живописного языка. Знаток музеев, поклонник Пуссена, Шардена и Энгра, он в 1910 году яркими красками разрисовал свой автомобиль. Многое связывало Озанфана с экспериментальным художественным течением, сыгравшим важную роль во французской художественной жизни 10—20-х годов, — кубизмом. Кубисты разъяли предмет на плоскости, они утверждали, что живопись не является эхом реальности, а воссоздает реальные объекты в собственной, не зависимой от реальности форме. С 1916 года Озанфан издавал журнал «Порыв», в котором печатались художники и критики, связанные с кубизмом, — Аполлинер, Пикассо, Глез, Дерен, Макс Жакоб. Однако кубизм представлялся Озанфану слишком субъективным, слишком интуитивным по манере творчества. Будучи знатоком классики, он хотел ввести кубизм в более традиционные, более классицизированные рамки. Пуристы настаивали на множестве подготовительных работ при создании картины. В отличие от кубистов, они утверждали, что произведение искусства — это эстетический механизм», который повышает качество современной жизни. Они не оставляли за художником права произвольно создавать объект по законам, не зависимым от реальности. Теоретические взгляды пуристов Озанфан и Корбюзье изложили в номерах журнала «Эспри Нуво», который издавали в 1920— 1923 годах. В собственной живописи Озанфан унаследовал у кубистов условный набор часто изображавшихся ими предметов — бутылки, кувшины, стаканы и т. п. Но все эти предметы он изображал предельно тонко, он часто давал как бы две проекции — в фас и в профиль одного и того же предмета в картине. Чаще Озанфан предпочитал профильное изображение вещей как наиболее информативное. Его изображения простых предметов с их геометрической четкостью и точностью напоминают архитектурные проекции деталей здания. Озанфан очень медленно, многими слоями накладывал краску, поэтому порой его картины кажутся похожими на барельефы. Обычно компонуя группу из нескольких предметов, художник не давал им никакого разработанного фона, они просто помещались на гладком черном или цветном фоне. Часто Озанфан соединял изображение бутылок и трубок с изображением музыкальных инструментов. Он любил писать предметы из стекла, что давало ему возможность подчеркивать их силуэт. В его живописи до 1926 года совершенно отсутствует изображение человека. В 1925 году распадается партнерство Озанфана с Корбюзье, далее каждый из них пошел своим путем. Озанфан делает попытки создавать композиции с фигурами — пишет картины на тему «Купальщики», «Материнство». В 1931—38 годах он работает над большой композицией аллегорически-философского плана «Жизнь». В ней он представил сто различных человеческих фигур, образующих вечный цикл жизни. Замыслы Озанфана перекликались с идеями многих художников того времени, мечтавших о создании монументальных стенных росписей, которые играли бы важную роль в обществе.. Озанфан строил планы путешествия по Советскому Союзу. Вместе с Леже он хотел в 1935 году побывать в Москве, Ленинграде, проплыть по Волге. Озанфан хотел поработать на Урале, предлагая оплатить поездку продажей своих картин. Поездки Озанфану совершить не удалось, но его произведения и его имя были известны в нашей стране. В 1928 году картины Озанфана были показаны на выставке современного французского искусства в Москве. Опыт пуризма, сложившиеся в нем приемы изображения вещей использовались в педагогическом методе ленинградского художника М. Бродского, возглавлявшего во второй половине 20-х годов ленинградский ИЗОРАМ — изомастерские рабочей молодежи. Работы ИЗОРАМа вызывали в художественной жизни тех лет большой резонанс. Озанфан придавал большое значение педагогической деятельности. Еще в 1924 году вместе с Леже он открыл бесплатные мастерские, в 1930 году открыл свою школу в Париже. Во второй половине тридцатых годов вел преподавательскую деятельность в Лондоне. Многогранная деятельность Озанфана дополнялась его критикой и эссеистикой. Из его книг наиболее известны две: «Основы современного искусства» — выпущенная в 1928 году, «Путешествие сквозь жизнь» — изданная в 1939 году. С 1939 до середины 50-х годов Озанфан жил в США, затем он вернулся на родину и умер в Каннах в 1966 году. К. БОГЕМСКАЯ Галерея картин Озанфана ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru