Художник эпохи рококо Франсуа Лемуан: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
05.07.2013 17:34 |
Биография Франсуа ЛемуанаПортрет Франсуа Лемуана. (неизвестный художник) Франсуа Лемуан (1688-1737) - французский художник эпохи рококо, мастер иисторического и мифологического жанра. В своем творчестве Франсуа Лемуан умел сочетать кокетливость и жеманность форм с классической ясностью композиций. Лемуан, исконный парижанин, учился у Луи Галлоша. За исключением поездки в Италию в 1723 году он жил и работал в Париже и Версале. В 1718 году Лемуан стал членом Королевской Академии живописи и скульптуры (обогнав в этом своего учителя на тридцать лет), а в 1733 — ее профессором. В 1736 году Лемуан получил звание "первого живописца короля". Эта честь была оказана художнику после того, как он выполнил королевский заказ — расписал плафон на тему "Апофеоз Геркулеса" для зала Геркулеса в Версальском дворце. Это была лучшая, но не единственная работа Лемуана в области монументально-декоративного искусства. Ей предшествовали росписи некоторых парижских церквей (например, плафон в Сен-Сюльпис). Тем не менее Лемуан остался в истории французского искусства прежде всего как мастер станковой картины, создатель мифологических, религиозных и аллегорических композиций. В живописи Франсуа Лемуана ощущается влияние принципов классического искусства. Но это не мир образов, на которых выросли французские мастера XVII столетия. Рококо находит образцы для подражания в творениях поздних итальянских маньеристов — у Пармиджанино и Понтормо. Как и всякий большой художник, Лемуан пытается по-своему осмыслить эту традицию — он оживляет мистический иррационализм маньеристов, соединяя его с барочной экспрессией в духе Рубенса. Поэтому его картины, при всей своей внешней эффектности и театральности, выражают подлинно драматические коллизии. Наиболее характерно это для мифологических композиций; некоторые из них хранятся в собраниях ГМИИ имени А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Франсуа Лемуан всегда старается выбрать момент наибольшего драматического напряжения сюжета. Так, в картине "Аполлон и Дафна" (1725, Государственный Эрмитаж) изображен не традиционный момент превращения нимфы Дафны в лавровое дерево, а то, как преследуемая Аполлоном нимфа обращается за помощью к своему отцу, речному богу Пенею. Художник не только мастерски передает движение, организующее композицию картины, но и стремится к тому, чтобы придать колориту эмоциональную напряженность. Среди многочисленных мифологических композиций Франсуа Лемуана привлекает внимание картина "Похищение Европы" (1725, ГМИИ имени А. С. Пушкина). Композиция ее восходит к полотну Паоло Веронезе на ту же тему, хранящемуся во Дворце дожей в Венеции. Лемуан мог ее видеть во время своего визита в Италию. Художник изображает тот момент легенды, когда Зевс, превратившись в огромного белого быка, пришел на луг, где дочь сидонского царя Европа водила хороводы со своими подругами, и лег к ее ногам. (Здесь можно посмотреть картинки Зевса) Лемуан блестяще компонует многофигурную сцену, создавая рокайльное переплетение из фигур девушек и окружающих их деревьев. Светлый переливающийся колорит картины, контрасты освещения — все это рождает ощущение встревоженности, внутренней напряженности. Картину "Похищение Европы" можно причислить к лучшим образцам французского рококо. Лемуан известен также как автор аллегорий, которые часто имели чисто декоративный характер и предназначались для украшения интерьеров ("Аллегория живописи" в Государственном Эрмитаже). Но такие произведения — скорее свидетельство плодовитости художника. Свой след в истории искусства он оставил именно как мастер утонченных рокайльных композиций, которые вызывали восторг современников (Фальконе в письме к Екатерине II восхищался "Купальщицей", которая хранится ныне в Эрмитаже) и признание потомков. На основе статьи А. Таргулова в книге "Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год". Картины Франсуа Лемуана ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru