Пауль Клее: картины, биография художника

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 1664 гостей онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Пауль Клее: картины, биография художника
 
 
 

Пауль Клее: картины, биография художника

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
13.08.2014 14:43

Пауль Клее

Пауль Клее (18.12.1879-29.06.1940) – немецкий и швейцарский художник и график, разработавший странный, сказочный художественный язык, посредством которого он хотел изобразить мир, лежащий по ту сторону действительности.

Клее родился в Мюнхенбухзее под Берном (Швейцария), его отец был учителем музыки в кантональной семинарии Хофвиля. Уже в семилетнем возрасте Пауль начал заниматься игрой на скрипке и через четыре года выступал в составе Бернского концертного оркестра. Тем не менее он решил стать художником, а не музыкантом.

Пауля Клее с полным правом можно назвать пионером модернизма. Свое кредо он сформулировал в начатом в 1918 году сочинении "Творческое вероисповедание": на первом плане должно стоять не максимально точное отображение реальности, а ее индивидуальное восприятие. "Новое искусство формирует не предметы, а ощущения по отношения к предметам. Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы",- записал Клее в своем дневнике в июне 1905 года. Таким образом, он описывал существенный принцип своего творчества. Клее сам придумывал невидимые, но органически возможные формы. Созданные им картины с чисто визуальной точки зрения поддаются совершенно различным толкованиям.

Долгое время господствовало мнение, что абстрактные художники отвернулись от природы, не придают ей большого значения. Этому утверждению никто так не противоречит, как Пауль Клее, отличавшийся глубочайшей привязанностью к природе. В основу всех его работ заложены наблюдения природы, будь то ландшафт, ботаника, космос... Одному приятелю, художнику и педагогу, он советовал: "Изучайте естественные пути Создателя, возникновение, функции и формы. Это - наилучшая школа. Исходя из природы, вы, быть может, придете к собственным формам". Пауль Клее интересовался естественными науками, изучал сложные математические взаимосвязи. Исходя из убеждения, что между природой и искусством существует тесная связь, Пауль Клее создавал свою графику и рисунки. Маслом он стал писать лишь в поздние годы.

Источник своего творчества Клее видел в инстинктивных ощущениях. Искусствовед, профессор Вернер Хафтманн, прочитав записи Клее, так описывал это: "Он исходит не из уже сформированных, визуальных картин природы, он начинает с самой картины. Призванный к действию в момент вдохновения, он начинает безо всякого сознательного, а уж тем более нацеленного на тему намерения". В результате произведения Клее вырастали подобно, например, растениям. Они не осуществлялись в обычном смысле слова, а постепенно образовывались из первоначального хаоса.

Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в Мюнхенбукзе под Берном в Швейцарии. Его отец родом из Тюрингии, предки матери - из Франции и Швейцарии. Отец был музыкантом и преподавал на семинаре для учителей. Мать по образованию была тоже музыкальным педагогом. Атмосфера в доме была насыщена музыкой, и в семь лет мальчик начал учиться играть на скрипке. Любовь к Баху, Бетховену и Моцарту наложила отпечаток на всю его жизнь, он привносил ее в свою живопись, рисуя "с музыкой в глазах".

Рисовать учила его бабушка по материнской линии. В девятнадцать лет Клее уже учился в Мюнхене у Хайнриха Книрра, а осенью 1900 года его приняли в академический класс Франца фон Штука. Путешествуя по Европе, Клее не только знакомился с произведениями классических художников, но и создавал свои офорты. В 1906 году он женился на пианистке и педагоге Лили Штумпф и поселился с ней в Мюнхене. В том же году впервые выставил свои офорты. Его живописью на стекле никто особо не интересовался. Спустя четыре года у Пауля Клее в Берне состоялась первая персональная выставка рисунков, офортов и акварелей. Резонанс на нее был слабый, что расстроило художника.

В том же году, когда Клее было уже тридцать лет, он написал свою первую картину маслом. Работать с масляными красками ему было трудно, он делал многочисленные эскизы, но оставался неудовлетворенным результатом. В 1911 году Клее вступил в мюнхенское объединение "Синий всадник", куда входили и русские художники. Творческое объединение поддерживало все новые формы выражения в искусстве, не отдавая предпочтения какому-либо определенному стилю.

В 1914 году Клее едет в Париж, и в его жизни наступает перелом. После длительных бесед с друзьями - Василием Кандинским и Францем Марком - Пауль Клее начал ощущать доверие к собственной колористике. "Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я - художник",- записал он в дневник. В 1916 году его призвали в армию, где он до демобилизации (в 1919 г.) занимался канцелярской работой, что не мешало ему писать картины.

Клее начал показывать свои работы на многочисленных выставках, и, при всей неоднозначности их восприятия, появились ценители его творчества. В 1920 году его пригласили в Веймар, где он стал педагогом в "Баухаузе" - Высшей школе строительства и художественного конструирования. При своем создании школа объединила в себе веймарскую Высшую школу изобразительных искусств и училище прикладного искусства и должна была содействовать всем изобразительным искусствам, но под эгидой зодчества. Неотъемлемой частью творческого процесса считались здесь ремесленные навыки. Пауль Клее десять лет преподавал в "Баухаузе", а в 1931 году он стал профессором Дюссельдорфской академии. В 1933 году национал-социалисты вынудили его уволиться, а его искусство было объявлено "вырожденным". Клее эмигрировал в Берн, где в 1935 году заболел склеродермией - смертельным кожным заболеванием. 29 июня 1940 года в 60-летнем возрасте он умер.

Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий. Особенно это чувству-

ется в его натюрмортах и в такой работе, как написанная в 1920 году "Оттепель в Арктике". Из типичных своих форм и красок создал Клее в 1919 году "Композицию", которая находится теперь в Штутгартской картинной галерее.

Пауль Клее призывал делать невидимое видимым, стремился воспринять больше, чем в состоянии воспринять высокочувствительная камера, он поставил себе задачу "предельно дифференцированно исследовать" мир. Пожалуй, ни у одного другого художника теоретические выкладки и творческое действие не дополняют друг друга с такой полнотой, как у Пауля Клее. Сложенная им строфа - она стала его надгробной надписью - гласит: "Посюсторонне меня не постичь. Ибо как раз пребываю средь мертвых и среди нерожденных. Несколько ближе к Вселенной, чем водится. И все же недостаточно близко..."

Пауль Клее оставил более трех с лишним тысяч рисунков, картин маслом и акварелей.

Казалось бы, совсем простая тема: рыба в воде, но из нее Пауль Клее сделал полную напряженности картину "Золотая рыбка" в 1925 году. Рыбка своим молодым свечением, угрожающими "колючками" и зловещим взглядом держит зрителя на почтительном расстоянии. На периферии картины в подвижной воде плавают водоросли и другие рыбы, тогда как в непосредственном окружении "золотой рыбки" царит глубокая тьма и абсолютный покой: добро и зло, статика и динамика противостоят друг другу.

В поздний период творчества Пауль Клее пытался создать "спиритическое цветосветовое пространство" и обратился к пуантилизму (от франц. pointiller - "писать точками"). Эта живописная система предполагает письмо мелкими мазками правильной, точечной формы. При этом Клее предпочитал темперу на бумаге. Одна из наиболее известных его работ этого времени - "Кресты и колонны" (1931).

В 1937 году художник написал картину "Революция виадуков", одну из важнейших в своем творчестве возможно, словно бы очеловеченные арки мостов символизируют здесь марширующие нацистские дивизии. Впрочем, некоторые искусствоведы истолковывают эту картину как критику художником статичного зодчества его времени. Пауль Клее всегда стремился противопоставить статике динамику.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Картины Клее

 

Основные вехи творчества Пауля Клее

1898: Художественное образование и первый успех. В 1898 Клее приехал в Мюнхен, где брал частные уроки живописи, а затем стал заниматься в Художественной академии. Одним из его учителей был художник Франц фон Штук, последователь стиля модерн. Окончив академию, Клее совершил путешествие в Италию (1901). Там его особенно впечатлил неаполитанский аквариум, наблюдение за которым ему открыло совершенно необычные формы, созданные самой природой. По возвращении в Берн появились гравюры, созвучные по своим тонам и линиям работам в стиле модерн. В появлявшихся с 1905 черных акварелях под глазурью художник пытался "соперничать" с импрессионизмом. В 1906 Клее женился на пианистке Лили Штумпф и поселился в Мюнхене. Жена зарабатывала на жизнь уроками игры на фортепиано, в то время как Клее занимался в основном сатирическими рисунками. Он сумел сблизиться с мюнхенским авангардом и с успехом экспонировал свои труды на выставках работ участников Сецессиона. В 1911 он вошел в объединение художников "Синий всадник", к которому принадлежали также Василий Кандинский, Аугуст Макке и Франц Марк.

1914: Открытие цвета. Встреча с французским художником Робером Делони подвигла Клее к интенсивным поискам оптимальных соотношений формы и цвета. Важным событием его жизни стала поездка вместе с Луи Муалье и Аугус-том Макке в Тунис и Кайруан (1914). В теплых тонах Средиземного моря Клее открыл для себя те самые краски, в которых он нуждался как художник. В более чем сорока акварелях и сотнях набросков Клее упорно шел к специфическому соотношению цвета и формы. В картине "Перед воротами в Кайруан" (1914) ландшафт передан художником в виде перекрестно заштрихованного пространства и за счет этого кажется растворенным в цветовой гармонии. Постепенно у Клее выработался свой язык непредметных форм. Так, в один из дней 1915 он пишет в своем дневнике: "Чем ужаснее этот мир (возьмем хоть тот, что имеем сегодня), тем абстрактнее искусство". До 1919 года появлялись структурные ландшафты, текстильные "кружевные картины", а также картины, напоминавшие загадки.

1920: Школа "Баухаус". В 1920 Вальтер Гропиус пригласил Клее преподавать в школе "Баухаус" в Веймаре (с 1925 - в Дессау). Там Клее продолжил разработку своей концепции "архитектурного сплетения картины". Помимо по-детски прелестных рисунков (таких, как "Поющая машина", 1922, или "Золотая рыбка", 1925), он создавал картины из переплетения линий и вставлял в них графические элементы (например, стрелки, как на картине "Точка поражения", 1922). Под влиянием школы "Баухаус" Клее создавал картины, составными элементами которых были полосы, зазоры и решетки (например, "Красное, желтое и синее в архитектуре картины", 1923, или "Главные и окольные пути", 1929). В своих работах он обращался к различным видам техники и материалов (акварель, масло, тушь). Особенностью некоторых его творений было то, что созданную картину он разрезал на части, из которых затем собирал новую, на манер коллажа. Подобно Василию Кандинскому, Клее рассматривал видимую сущность лишь как небольшую часть "общей сущности". Его интересовали внутренние законы вещей и их соотношение друг с другом. Клее хотел найти универсальные шифры, с помощью которых можно было бы провести параллели с новыми мирами. Его девизом было: "Искусство не воспроизводит видимую сущность, а лишь делает ее видимой".

1933: Поздние работы. После ухода из "Баухауса" Гропиуса (1928) климат в школе изменился к худшему, и Клее поменял место работы, став преподавателем в Академии техники живописи в Дюссельдорфе (1931). Через два года нацисты развернули кампанию против представителей "вырожденческого искусства", и Клее пришлось снова уехать в Швейцарию. В 1935 он заболел склеродермией - редким кожным заболеванием. В Швейцарии началась мрачная фаза творчества Клее. Начатую в 1937 серию картин с изображениями ангелов часто истолковывали как предчувствие художником приближавшейся смерти. Последними его работами были так называемые "Картины с поперечной штриховкой", которые по своему "стенографическому" исполнению ассоциируются с формами природы (например, "Смерть и огонь", 1940). В том же году Клее, достигнув своего 60-летия, умер в Муральто, под Локарно. На следующий день после смерти ему было присвоено швейцарское гражданство, которого он ждал в течение семи лет.

Дж. Лeнc

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников