Микеланджело: картины, скульптуры, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
04.02.2021 16:11 |
Микеланджело (1475-1564)
Микеланджело — один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом — гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем — воплотив в себе идеал ренессансного творца- гуманиста. Однако по мировоззрению Микеланджело уходит далеко за пределы ясного и построенного по законам совершенного мира антропоцентризма. Мир гармонии был создан старшими современниками художника — Леонардо и Рафаэлем. Мир Микеланджело противоречив и разнообразен. В нем соединены трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Этим, возможно, он и близок современному зрителю — многосторонним восприятием жизни. Путь Микеланджело был труден и полон поистине титанических усилий. Уже в ранней юности ему пришлось преодолеть желание отца учить сына в латинской школе. По словам современника, «он предпочитал изучению грамматики посещение церквей, где копировал картины». Вопреки отцовской воле Микеланджело поступает в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо. Так начинается его профессиональное обучение. Через год он поступает в художественную школу, основателем которой был Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Здесь талант Микеланджело развивается во многих направлениях. Во-первых, юноша обучается многим навыкам ремесла скульптора у Бертольдо ди Джо- ванни, ученика великого Донателло. Во-вторых, он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Страстный коллекционер, большой любитель искусства, Лоренцо не мог не оценить способностей молодого скульптора. Микеланджело становится своим человеком при дворе, попадает в круг просвещенных поэтов и гуманистов. Его знакомство с идеями платоновской академии, которая была создана под покровительством Лоренцо известными учеными Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолой, оказало огромное влияние на формирование мировоззрения молодого скульптора. Он увлекся поисками совершенной формы — главной, по мнению неоплатоников, задачей искусства. Об этом свидетельствуют уже первые работы Микеланджело — рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» (оба — 1492, Каза Буонарроти, Флоренция). Здесь перед нами идеальные образы зрелого Возрождения, построенные как на изучении античности, так и на традициях Донателло и его последователей. После смерти Лоренцо и изгнания рода Медичи из Флоренции Микеланджело отправляется в Венецию, где живет до 1494 года, а потом в Болонью, где знакомится с произведениями Якопо делла Кверча. С 1496 по 1501 год он снова в Риме и продолжает углубленно и страстно изучать античность, что было не просто данью моде того времени, а потребностью для мастера. В этот период он создает великолепную «Пьету» («Оплакивание Христа», 1497—1498, собор св. Петра, Рим) — произведение абсолютно сложившегося зрелого автора. Изваянная в мраморе, эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Возвращение во Флоренцию связано для Микеланджело с работой над «Давидом», одним из самых знаменитых произведений итальянского Возрождения. Эта статуя уже современниками воспринималась как символ Флорентийской республики. Вазари писал, что Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, — так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Не случайно открытие статуи в 1504 году стало торжественным событием для всего города. В «Давиде» Микеланджело справился с очень трудной задачей — созданием из уже испорченного в XV веке мраморного блока, притом сложной формы, статуи. И справился блестяще. Здесь проявилось его великолепное умение извлекать из камня максимум выразительности. Позже он сформулировал это в одном из своих сонетов: произведение уже заложено в самом камне, надо лишь суметь извлечь его оттуда. В этот же флорентийский период Микеланджело занят исполнением заказа на фреску в Палаццо Веккьо. Он должен был изобразить один из эпизодов героического прошлого Флоренции — битву при Кашине. От этого труда сохранился лишь подготовительный картон. Годом раньше великий Леонардо начал работу над фреской «Битва при Ангиари» для того же зала. Оба художника восприняли это сотрудничество как своего рода соперничество, столкновение представителей двух поколений итальянского искусства. Когда оба картона были выставлены на обозрение, отдать предпочтение кому- либо не оказалось возможным: оба обладали своими собственными достоинствами. Но, по словам Вазари, эти картоны на многие годы стали школой мастерства для всех живописцев. В 1505 году начинаются сложные и противоречивые отношения Микеланджело с папой Юлием II. Папа, задумавший создать себе грандиозную гробницу, поручает ее исполнение Микеланджело. Когда уже начавший работу скульптор узнает об отказе папы оплачивать счета, уязвленный в своем достоинстве, он самовольно покидает Рим и возвращается во Флоренцию. После долгих переговоров скульптору наконец было даровано прощенио, и в 1508 году по заказу того же Юлия II мастер начинает роспись потолка Сикстинской капеллы. Труд этот был истинным подвигом. За четыре года Микеланджело один расписал более 600 кв. метров поверхности, создав великолепный цикл композиций на темы Ветхого завета. Здесь поражает все — и образная, идейная сторона, и пластическая выразительность формы. Обнаженное человеческое тело приобретает для Микеланджело особое значение. Представленное в самых разнообразных позах, движениях, положениях, оно смогло выразить все многообразие идей и чувств, обуревавших художника. В росписи Сикстинского потолка мы сталкиваемся с особого рода живописью. Так писать мог только человек, необычайно одаренный пластически, скульптор. Это подтверждают и слова Микеланджело: «Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи. И потому мне всегда казалось, что скульптура — светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной». Особенно впечатляющи по драматизму и силе человеческого духа образы сивилл и пророков. Они давно стали классикой мирового искусства, но до сих пор продолжают удивлять пафосом героизма и тем ощущением беспредельности человеческой воли, которые в них заложены. Создание фамильного склепа для семьи Медичи заняло у Микеланджело четырнадцать лет (1520—1534). Ему принадлежит не только сооружение гробниц, но и строительство самой капеллы. Строгое и ясное оформление интерьера построено на контрасте белой стены и темно-серых архитектурных членений. Мастер создает идеальное пространство для скульптуры, но он не выделяет ее, а вписывает в общую структуру интерьера. Гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи, хотя и свободно развернуты в пространстве, врастают в архитектуру, являя собой пример подлинного синтеза. При всей кажущейся простоте, капелла Медичи — это сложнейший художественный организм, состоящий из тончайших связей и контрастов, объединенных строгой художественной логикой. Современники высоко оценили это произведение. Как известно, фигуры герцогов фланкированы фигурами «Утра» и «Вечера», «Дня» и «Ночи». Именно эти статуи вызывали особое восхищение. Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было сочинено около ста сонетов. Наиболее известны строки Джованни Строцци: Вот эта ночь, что так спокойно спит, Перед тобою — Ангела созданье, Она из камня, но в ней есть дыханье, Лишь разбуди — она заговорит. В 1534 году Микеланджело окончательно поселяется в Риме. Известно, что мастер время от времени возвращался к работе над гробницей папы Юлия II. Еще в первой половине 1510-х годов он создает статуи двух пленников и пророка Моисея. Эти произведения еще полны ренессансной гармонии и силы. Но в 30-е годы мастера уже охватывают иные настроения и мысли. Созданные им в это время четыре статуи рабов (1532—1534, галерея Академии художеств, Флоренция) остаются неоконченными. Трудно сказать, был ли это осознанный художественный прием или мастер действительно не смог завершить начатый труд. Идея пробивающегося из каменной массы человеческого тела приобретает особый смысл. Так сам художник, связанный путами жизненных обстоятельств, договоров, событий, наконец, исторических перипетий времени, пробивался к подлинному искусству, служащему великим идеалам. К 1545 году гробница Юлия II была завершена. Но какой дорогой ценой далось Микеланджело это его самое неудачное создание! Если отдельные статуи прекрасны, то в общей композиции сооружения много традиционности мышления и нет полета мысли и вдохновения, характерных для других работ мастера. Центральным произведением Микеланджело 30-х годов стала фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1536— 1541). Эта грандиозная по замыслу композиция расположена на алтарной стене капеллы. И снова Микеланджело постигло разочарование. Ему не удалось создать цельной сцены. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Но художник сумел выразить другое — великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Варфоломея кожи. Современники не оценили замысла мастера. В «Страшном суде» они увидели лишь непозволительное обилие обнаженных фигур. А уже через год после смерти Микеланджело живописец Даниеле да Вольтерра стыдливо «прикрыл» наготу фигур легкими тканями. В последние десятилетия Микеланджело все более внимания уделяет архитектуре. Еще в 1520-е годы он создал шедевр — вестибюль библиотеки Лауренциана в Риме. Это был великолепный образец скульптурного мышления в архитектуре. Теперь он проявил себя как выдающийся градостроитель в оформлении Капитолийского холма и как умный зодчий в строительстве собора св. Петра (ему принадлежат западный фасад и барабан с куполом). Мировоззрение Микеланджело становится все более трагическим. Намного переживший своих единомышленников по искусству, он остался одиноким. Микеланджело понимал, что идеи его молодости и зрелости утратили смысл и подлинность. Ведь он сказал своим ученикам, копировавшим «Страшный суд»: «Сколь многих из вас мое искусство сделает дураками!» Великий художник пережил свое время. В искусстве уже наступала новая эпоха, которая не смогла бы вместить в себе такие грандиозные явления, как творчество Микеланджело и некоторых его современников. Е.АКИМОВА ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru