Творчество Григория Гагарина. Картины, рисунки, биография художника-романтика |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
08.05.2015 14:14 |
Григорий Григорьевич Гагарин (1810 -1893)Григорий Григорьевич Гагарин прожил в искусстве долгую жизнь, но имя его прочно связано с эпохой романтизма — не только потому, что на это время приходится расцвет его творчества, но и потому, что самой своей личностью он ярко и полно воплотил тип художника-романтика.
По условиям рождения и воспитания ему, князю, была уготована иная — не артистическая — карьера. Художественного образования он и не получил (лишь в юности, в Риме, брал уроки живописи у К. Брюллова), оставшись талантливым дилетантом — и подобный приток в искусство аристократов был распространен в эпоху романтизма. Поначалу Гагарин совмещал занятия «художеством» с продвижением на дипломатическом поприще. Состоя при русском посольстве в Париже (1829—1832), он пополнил познания в области живописи, затем, ненадолго вернувшись в Россию, вновь отбывает в составе заграничных миссий. В 1839 году Гагарин окончательно отозван на родину. С этого времени начинается его самостоятельный путь в искусстве. Зимой 1839/40 года в Петербурге Гагарин познакомился с М. Ю. Лермонтовым и вошел в «Кружок 16-ти», объединивший друзей поэта, последовавших за ним в кавказскую ссылку. В их числе был и Гагарин, устроивший себе командировку для участия в реформе гражданского управления в Закавказье. Так он открыл для себя Кавказ — не только как тему творчества, но и как своеобразный способ бытия. Ориентализм был одной из тем романтического искусства, а для русских художников Кавказ эту тему исчерпывал — здесь виделся Восток с его экзотикой и тайнами; эта страна привлекала этнографически и поэтически. В 40-е годы Кавказ — не только место романтического «паломничества», но и объект внешнеполитических интересов русского правительства. Находясь на военной службе (1841 —1864), Гагарин принимал непосредственное участие как в военной, так и в романтической экспансии. Рисунки Гагарина, частично собранные им в альбом «Живописный Кавказ» (1847), представляют своего рода графическую энциклопедию видов страны, национальных типов, событий русского продвижения в глубь Кавказа. Деловитый этнографизм этих рисунков снимается во многих листах лирической, поэтической интонацией, легкостью моментального очерка. В этих зарисовках *по случаю» есть огромное обаяние — и гораздо суше выполненные на их основе большие картины («Сражение при Ахатли», 1841; «Свидание генерала Клюкке фон Клюгенау с Шамилем»). В 1848 году Гагарин был определен в распоряжение главнокомандующего Кавказским корпусом М. С. Воронцова, «с тем чтобы он был употребляем в ученом и артистическом отношении». Под знаком этого назначения проходит полная деятельности жизнь художника в Тифлисе (1848—1855). В этот период его творческая натура раскрывается во всей многосторонности. Живописец, график, реставратор и архитектор, литограф, актер, историк искусства, журналист, член научных обществ, театральный режиссер, сценограф и кос тюмер, иллюстратор (его иллюстрации к «Тарантасу* В. Соллогуба заслужили похвалу В. Г. Белинского) — таков диапазон деятельности Гагарина, вызывавшей недовольство его столичной родни (занятия «художеством* считались недостойными князя, а уж актерство — жена Гагарина играла на сцене Тифлисского театра — и вовсе осуждалось как «скоморошьи забавы*). Грузия обязана Гагарину множеством археологических и историко-культурных открытий. Он исследует развалины старинных монастырей и обнаруживает в них фрагменты византийских фресок (на всю жизнь став поклонником византийского искусства). Он восстанавливает с большим уважением к оригиналу росписи Мцхетского собора. И, наконец, в 1850 году расписывает восковыми красками (это первый случай их применения в России) стены Сионского собора в Тифлисе в традиции византийской живописи. Всё это в основном на собственные средства — государственные субсидии на такие мероприятия давались вяло и неохотно. С именем Гагарина связана и постройка каменного театра в Тифлисе (1845, сгорел в 1874): он был инициатором и автором архитектурного проекта. Впоследствии работал в этом театре во всех возможных качествах — он был режиссером, писал декорации, эскизы для костюмов, мастерил парики, подбирал и выписывал исполнителей. В тифлисский период растет и живописное мастерство Гагарина. Многочисленные портреты («Портрет князя Да диани, 1854; «Портрет художника, «Портрет Н. П. Колюбакина», 1849) обнаруживают уверенное реалистическое видение, остроту характеристик. По-прежнему большинство его работ посвящено быту кавказских народов. Увлеченность Кавказом, любовь к византийской культуре сказались на следующем этапе деятельности Гагарина, связанном уже с пребыванием в Петербурге. Одно из первых предприятий художника в столице — организация Музея византийских и русских древностей при Академии художеств (1850-е гг.) С Академией связан последний период деятельности Гагарина: в течение многих лет он был ее вице-президентом (1859—1872). На протяжении всего этого времени он пытался — правда, безуспешно — провести реформу совета Академии, сделать его состав сменяемым и тем самым противостоять консервативным тенденциям. Даже в реакционную эпоху конца 1860-х годов Гагарин проводил в совете либеральную политику, отстаивая личную свободу пенсионеров от мелочной опеки. Показательно, что с его разрешения была напечатана статья Л. М. Жемчужникова «Несколько замечаний по поводу последней выставки в С.-Петербургской Академии художеств*, ратующая за развитие бытового жанра. Сам Гагарин, связанный творческими устремлениями с романтизмом, не был, конечно, поклонником жанровой живописи, но понимал назревшую необходимость ее развития. Являясь проводником так называемого «византийского» стиля, он открыто противостоял представляющей классицизирующее направление консервативной группе совета. По настоянию Гагарина в 1863 году на золотую медаль была представлена программа «Валгалла. Из скандинавской мифологии» — первая в истории Академии программа, не ориентированная на классические образцы, а требующая, скорее, романтической трактовки. По иронии судьбы, именно эта паллиативная мера в борьбе за свободный выбор сюжетов вызвала в конце концов известный «бунт четырнадцати ». В конце жизни художник почти отходит от творчества. Его поглощают дела Академии, работа в Русском археологическом обществе. Вспоминая прошлое, он пишет очерк «Воспоминания о К. Брюллове». Эпоха романтизма, с которой был столь связан Гагарин и которой принадлежал, безвозвратно ушла; реалистические тенденции в его творчестве оказались не столь жизнеспособными, чтобы сделать его «своим» в поколении, пришедшем на смену романтикам. И в истории искусства Гагарин остался фигурой яркой, сложной, принадлежащей целиком позднему романтизму 1840-х годов. Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Офицеры на привале в ауле Сиук Бал у княгини М.Ф.Барятинской Портрет В.И. и В.А.Арнаутовых
Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Кара-Агачем Благовещение Пресвятой Богородицы Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 года Крещение Христово Александровская колонна в строительных лесах Восточные типы из путевого альбома Жены Гирея Проповедь Магомета Партия черкесов спускается с гор, для набега Аул Гергебиль Шамахинская баядерка Танцовщица из Шамахи Восточная сцена. Турецкая почетная стража Провеивание зерна на Северном Кавказе Портрет молодой гузинки Портрет молодого турка Портрет кн. А.И. Васильчикова Портрет Н.П.Колюбакина Портрет знатного перса Портрет знатного курда
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru