Иван Теребенёв: карикатуры о Наполеоне на события 1812 года |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
08.05.2015 16:13 |
Иван Иванович Теребенёв (1780-1816)
Недолгой была жизнь Ивана Ивановича Теребенева, он прожил всего 36 лет, но были в этой жизни два года, обессмертившие имя художника. Незадолго до безвременной кончины «любимого всеми артиста, которого остроумные и единственные у нас в своем роде произведения, дойдут, без сомнения, до потомков наших»,— как писал в № 1 журнала «Сын Отечества» за 1815 год поэт А. Измайлов,— были созданы знаменитые теребеневские листы. Их тема — Отечественная война 1812 года, их жанр — политическая карикатура, их зритель — самые широкие народные массы. Исключительная популярность теребеневских листов (их было более пятидесяти) и при жизни художника и после его смерти объясняется присущей им сатирической остротой, самобытной оригинальностью, мастерством изображения и, конечно, прежде всего их высоким патриотическим пафосом. Каждый рисунок Теребенева имеет острый сюжет, в разработке которого художник проявил неистощимую изобретательность, отличается выразительной линией, сочетающей композиционную сложность с артистической легкостью.
О темах его композиций говорят сами названия листов — «Наполеон посреди приближенных своих маршалов и принцов учит своего сына бегать», «Смотр французским войскам на обратном походе через Смоленск», «Французский вороний суп», «Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж»... Стихотворные подписи под изображениями сочинены самим художником. Свое добро тебе приелось, Гостинцев русских захотелось; Вот сласти русские, поешь — не подавись, Вот с перцем сбитенек, попей — не обожгись. Это четверостишие сопровождает карикатуру «Угощение Наполеону в России», где император изображен провалившимся в кадку с надписью «Калужское тесто», один солдат запихивает ему в рот пряник «Вязьма», другой наливает горячий сбитень («вскипелось на московском пожарище»), третий обильно посыпает сбитень перцем. Отличный рисунок, озаглавленный «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России», изображает кавалькаду во главе с воинственным командиром, оседлавшим палочку, за ним лихой трубач верхом на своей трубе, остальные гарцуют с шашками наголо на ружьях, пиках, древках знамен. Возвращающуюся восвояси компанию замыкает почтенный старец на своей сабле, с лошадиным окороком вместо воинственного полкового флага. Комедийная ситуация передана стремительной до озорства пластикой персонажей и пародийным отождествлением старых бывалых вояк с малыми детьми. Наиболее сильным и по теме и по мастерству следует признать рисунок «Русский Сцевола». Подобно легендарному римскому плебею Муцию Сцеволе, оказавшемуся в плену и в знак своей неустрашимости положившему правую руку на огонь жертвенника, герой Теребенева из тех же чувств отрубает себе топором правую руку с ненавистным наполеоновским клеймом. Помещенная в центре листа фигура русского крестьянина предстает во всей своей могучей стати. Справа и слева от него — французский солдат и офицер, отпрянувшие в ужасе. Художник достиг большой силы впечатления, контрастно сопоставив спокойствие и силу центральной фигуры с гротескным изломом боковых фигур. Вообще он был признанным мастером жеста, умевшим через жест и мимику дать исчерпывающую характеристику своих персонажей. Примечательно, что темами листов Теребеневу служили по большей части реальные факты. Обладая прекрасными художественными качествами, произведения Теребенева являются еще и графически запечатленными свидетельствами исторического подвига народа в Отечественной войне 1812 года. Вместе .с А. Венециановым и И. Ивановым Теребенев занимает место одного из родоначальников русской карикатуры, в области же военной сатиры он является неоспоримым «первопроходчиком». Графиком-карикатуристом Теребенева сделала русско-французская война, до тех пор выпускник скульптурного класса Академии художеств, получивший при окончании в 1800 году Малую золотую медаль, был известен как незаурядный скульптор. Это его горельефы и барельефы на темы могущества русского флота, прославления военных и морских подвигов, успехов наук и искусств и поныне украшают здание Адмиралтейства в Ленинграде. Со дня рождения Теребенева прошло два столетия, но искусство его продолжает звучать свежо и современно, потому что оно глубоко народно и наполнено гордостью за свое Отечество. Наполеон: Вот какой нос приставили мне русские! Не знаю, как мне с ним показаться парижской публике! Нет ли средств укоротить его? Русский Сцевола Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России Наполеон, посреди приближенных своих маршалов и принцев, учит сына своего бегать. Доктора: «Язык белехонек! (В наказание за то, что много лгал в бюллетенях.) Пульс едва бьется! (От чрезмерного кровопускания.) Голова в страшном жару! (От того, что не удались сумасбродные планы.)» Карантин для Наполеона по возвращении его из России. Проезд высокого путешественника от Варшавы до Парижа под именем своего шталмейстера с ощипанным орлом и ознобленным Мамелюком. Наполеон: «Эдакого мученья я сроду не терпел! меня скоблют и жарят, как в аду».
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru