Сэмюэл Морзе: картины, биография известного изобретателя |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
18.07.2017 13:49 |
Сэмюэл Финли Бриз Морзе (1791-1872)Имя Морзе неизбежно вызывает в памяти только одно событие в истории культуры — изобретение телеграфа. А между тем Сэмюэл Финли Бриз Морзе вступал в жизнь как многообещающий живописец и скульптор, пользовавшийся особым покровительством одного из самых влиятельных художников США 18—19 веков Вашингтона Олстона. Сэмюэл Морзе родился в городке Чарльстаун недалеко от Бостона в семье Джедидиа Морзе, популярного священника и автора «Американской географии» 1789 года — одной из первых книг на эту тему. Выросший в среде бостонской интеллектуальной элиты, Морзе закончил знаменитый Йельский университет. Здесь он и познакомился с Вашингтоном Олстоном, уже известным к тому времени художником, и сделался его учеником и протеже. По окончании университета Морзе вместе с Олстоном отправился в путешествие по Европе, что было в то время почти обязательной составной частью образования молодого состоятельного американца. Однако чтобы завоевать право стать художником, Сэмюэлу Морзе пришлось преодолеть большое сопротивление со стороны родителей. Занятия изобразительным искусством считались в их кругу недостойными джентльмена, и только пример блестяще образованного и безукоризненно воспитанного Олстона, которого писатель Вашингтон Ирвинг назвал самым благородным среди современников, заставил родных Морзе предоставить сыну содержание на продолжение художественного образования в Лондоне. С 1811 по 1815 год Морзе учился в лондонской Королевской Академии художеств, где одновременно с ним проходил курс другой американец — Бенджамен Уэст. В 1812 году в Лондоне Морзе создал свою первую и единственную скульптуру «Умирающий Геракл», за которую был удостоен золотой медали Академии. Вслед за тем он написал картину на тот же сюжет, в которой использовал для фигуры главного героя собственный скульптурный образ («Умирающий Геракл», 1812, Картинная галерея Йельского университета). Умирающий Геракл Работа молодого живописца была показана на выставке Академии и имела большой успех. Вдохновленный этим успехом, Морзе писал родителям, что у себя на родине будет стремиться «показать роскошь и блеск 15 века», «засиять еще ярче». Он лелеял надежду «соперничать с Рафаэлем, Микеланджело или Тицианом». Вернувшись в Америку, Морзе пытался утвердить там, как он сам говорил, «интеллектуальное направление в искусстве», то есть историческую живопись. Европейская академическая выучка сформировала у него прочные представления об иерархии жанров, о делении их на «высокие» и «низкие». Но американские зрители , равнодушно встретили и самого художника, и привезенные им исторические картины. Под давлением материальных обстоятельств Морзе был вынужден стать тем, чего он более всего боялся, — «простым портретистом». Лишь еще два раза в жизни удалось Сэмюэлу Морзе создать произведения, которые он считал достойными высокого искусства. «Здание палаты представителей в Конгрессе» (1822, Вашингтон, галерея Коркоран) включает 85 изображений конгрессменов и членов Верховного суда, выполненных с портретной достоверностью. Палата представителей в Вашингтоне Роскошный интерьер в стиле неоклассицизма, незадолго до того оформленный архитектором Латробом, поставил перед живописцем довольно сложные формальные проблемы. Несколько раз Морзе был вынужден переписывать картину, пока не добился перспективного эффекта уходящей полукруглой колоннады и впечатления огромного пространства, перекрытого сводом. Морзе попытался внести в несколько однообразную композицию живописное оживление. Он представил собрание в момент вечернего зажигания свечей, так что их теплый мерцающий свет бросает неровные отблески на лица людей и мрамор колонн, смягчает и «утепляет» колорит картины. «Палата представителей» демонстрирует, как причудливо скрещивались в творчестве Морзе европейские уроки исторической живописи с американской эстетикой внешней фиксации. Этот большой холст является разновидностью художественного репортерства, одним из первых образцов целого движения в искусстве, призванного запечатлевать шаги американской демократии. (Недаром работа Морзе получила одобрение президента Джеймса Монро.) Документальная точность изображения всех подробностей в «Палате представителей» оказала неоценимую помощь в 20 столетии при реставрации старого здания Капитолия. Однако американская публика 19 века без всякого восторга приняла исторические претензии художника и его попытки модернизации живописной системы с помощью света. Последняя попытка покорить художественный рынок США крупномасштабными композициями была предпринята Морзе в 1832 году во время второго путешествия по Европе. Большое полотно «Картинная галерея в Лувре» (1832—33, университет г. Сиракузы, штат Нью-Йорк) изображает группу художников-копиистов, среди которых и сам Морзе, в знаменитом Салоне Каре парижского музея. Галерея Лувра Почти все пространство картины отведено выставленным здесь шедеврам Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана и Рубенса. Просветительская задача, поставленная художником, настолько увлекла его, что незаметно для себя он отказался от мысли соперничать с великими мастерами эпохи Возрождения и сделался их скромным пропагандистом. Для изображения всех 37 полотен на стенах галереи Морзе выполнял отдельные копии и, по свидетельству его спутника в Париже Фенимора Купера, делал это с большим воодушевлением. Но и на этот раз замысел художника не нашел никакого отклика у него на родине. Поэтому во второй половине 1830-х годов Морзе оставил живопись и полностью посвятил себя науке. Он занялся усовершенствованием электрического телеграфа, изобретенного им в 1832 году, и разработкой новых методов фотографии. И то, и другое — в отличие от непрочного положения художника в Америке 19 века — принесло ему славу и твердый доход. В то время когда Сэмюэл Морзе еще занимался живописью в качестве странствующего портретиста, у него тоже бывали выгодные заказы и удачные работы. И хотя сам Морзе никогда не относился всерьез к своему портретному творчеству, в истории искусства США остались лучшие из его произведений этого жанра. Маркиз де Лафайет В картине «Маркиз де Лафайет» (1825, Нью-Йорк, Художественный комитет города) наряду с обычными признаками классицистического парадного портрета присутствует и особое живописное чувство; оно проявляется в артистически небрежной манере и горячем насыщенном колорите. На одном из последних — и лучших — портретов Морзе изображена его любимая дочь Сюзанна за рисованием («Муза. Сюзанна Уолкер Морзе», 1835—37, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Мягкий лирический образ молодой женщины, теплые сгармонизированные тона, трогательное пристрастие к подробностям интимного домашнего бытия, подсвеченное лучами заходящего солнца тревожное облачное небо, олицетворяющее большой мир за пределами камерного выгороженного мира героини, — все эти черты позволяют говорить о причастности Морзе романтической традиции в искусстве портрета. Сэмюэл Морзе вошел в историю американской культуры и как первый президент Национальной Академии рисунка, которую он возглавил в 1826 году. Эта организация успешно соперничала с нью-йоркской Академией изящных искусств, оказывая противодействие ее диктатуре в области эстетических вкусов. На протяжении многих лет художник преподавал также историю искусства в университете Нью-Йорка, удовлетворяя таким образом свою потребность просвещения и развития американской публики. В конце своей долгой жизни, будучи известным и процветающим ученым, Сэмюэл Морзе с горечью говорил, что не он оставил некогда искусство, а искусство не приняло его.. Е.ГОРДОН Картины Морзе
Капелла Девы Марии близ СубъякоСуд Юпитера Золотая рыбкаАвтопортрет Портрет миссис Дэниэл де Соссюр Бакот
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru