Художник Владимир Орловский: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве | ||
01.10.2021 11:24 | ||
Картины Владимира ОрловскогоВладимир Донатович Орловский (1842—1914)– выдающийся русско-украинский художник, пейзажист. Для его творчества характерны романтизированные пейзажи, написанные в традиции академической школы, в которых воспроизводятся разнообразные эффекты освещения.
Русская пейзажная живопись второй половины 19 века дала целое созвездие имен: Алексей Саврасов, Фёдор Васильев, Иван Шишкин, Михаил Клодт, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан — эти и многие менее известные художники способствовали созданию в России школы национального пейзажа. Эта художественная тенденция выражала общий для всей Европы интерес к реализму в искусстве. Но одновременно существовала и академическая школа, воспитанная на традиции классицизма с его обязательными правилами построения изображения. Сегодня имена некогда прославленных официальных художников — академиков и профессоров Академии художеств — мало что говорят зрителю. А между тем в свое время они соперничали в популярности даже с передвижниками. К числу таких, почти забытых ныне, художников принадлежал и Владимир Орловский — «корифей русского пейзажа», «один из крупнейших и первостепенных деятелей в этой области живописи», как именовал его критик конца 1880-х годов. Творчество Орловского демонстрирует яркий пример живучести академизма, его способности видоизменяться в зависимости от потребностей художественной эпохи. Картины Орловского заслуживают рассмотрения хотя бы как свидетельство безусловного авторитета реалистического направления в пейзаже той поры. Действительно, в 1870—80-е годы преимущества реалистического изображения природы перед условной академической схемой сделались настолько очевидны, что академические живописцы стали заимствовать внешние приемы реалистического метода. Формирование искусства Владимира Орловского происходило по типичной схеме художественного образования в России. Сын украинского помещика, выпускник киевской гимназии, он еще юношей увлекся рисованием и копированием картин на выставках. Его интерес был замечен, и в 1861 году будущий пейзажист приехал в Петербург с рекомендательными письмами к Тарасу Шевченко. Срок поступления в Академию художеств уже прошел, но способный молодой человек понравился Шевченко, и тот стал давать ему уроки. Однако Орловский очень недолго пользовался советами своего великого соотечественника, так как в том же году Шевченко умер. Буквально за несколько дней до смерти Шевченко успел все же рекомендовать своего ученика М.Ф.Львову — конференц-секретарю Академии художеств. Познакомившись с рисунками Орловского, Львов без экзаменов зачислил его в Академию. Дальнейшее обучение Орловского предполагало быструю и благополучную академическую карьеру. Художник оправдал ожидания своих учителей, получив все положенные по курсу награды и право поездки на три года за границу. С 1869 по 1872 год Орловский совершенствовал свое мастерство в Германии, Франции, Швейцарии и Италии, проявив неожиданную для выпускника Российской академии широту взглядов в своих художественных симпатиях. В частности, во Франции Орловского привлекли произведения молодых художников — будущих импрессионистов, которые поразили его «решительной свободой в красках и в письме». Вернувшись в Петербург, Орловский продолжал, однако, собственную художественную деятельность в академической традиции, ориентируясь на вкусы именитых заказчиков. Художник писал картины для аристократических салонов Петербурга и Киева, для образцового музея Академии художеств, для загородных дворцов императорской фамилия. Картины его часто не доходили даже до выставок, ему сопутствовал постоянный успех и материальный достаток. Орловский был объявлен «звездой первой величины наравне с Айвазовским», «художником, стоящим во главе нового реального направления русской пейзажной живописи». Художественный метод Орловского наметился уже в его выпускной программе «Вид деревни Кокоз в Крыму» (1868, ГРМ) — одной из восьми картин, за которые художник был удостоен большой золотой медали Академии. Орловский избрал эффектный панорамный вид с горными далями, стройными кипарисами и минаретами мечетей на дальнем плане. На фоне этой продуманной живописной декорации разворачиваются забавные жанровые сценки первого плана: татары в красочных нарядах, переходящая разлившуюся речку лошадь с жеребенком, хижина с водяной мельницей. Таким образом, художник вносит элемент непосредственных жизненных наблюдений в традиционный академический жанр героизированного пейзажа. Пик популярности Орловского пришелся на 1880-е годы, когда были созданы почти все его «классические» произведена: «Жатва» (1880. ГРМ). «Стадоо в лесу» (1881. Костромкой музей изобразительных искусств), «Туманное утро в лесу» (1882. Кишинев. Художественный музей), «Летний день» (1884. Ярославский художественный музей). Вся суть «нового реалистического искусства» Орловского сводилась к замене персонажей и декораций. Вместо итальянских скал и заливов, пиний и кипарисов, античных руин и загорелых пастухов художник изображал в сходной манере мотивы южнорусской природы — зеленые холмы и прозрачные реки, стройные березы, буки и грабы, живописные хутора, оживленные опрятными поселянами. Новые действующие лица выступали в старых ролях, разыгрывая некий заданный пейзажный сюжет. Каждая картина воплощала определенный тип — образ величественной, спокойно-задумчивой или, наоборот, грозной и таинственной природы. Априорная и поверхностная характеристика натуры приводила к созданию изобразительных штампов: Орловский легко и охотно повторял полюбившиеся заказчикам сюжеты. Особенно нравились его морские пейзажи с их тревожным, нарочито взволнованным колоритом и загадочным сюжетом («Грозовые тучи над морем», 1883; «Унесенный баркас», 1887; «Перед грозой», 1888). Популярность Орловского не была бы столь велика, если бы он не использовал таких мощных средств воздействия на зрителя, как яркий светоносный колорит и резкие световые эффекты. Метод работы художника с цветом и светом наиболее очевидно проявился в самой знаменитой его картине «Березовая роща» (1886, Баку, Азербайджанский государственный музей искусств). Написанная спустя семь лет после одноименной картины А.И.Куинджи, «Березовая роща» Орловского еще более обострила декоративный цветовой прием, найденный Куинджи. наложив его на традиционную схему кулисного пейзажа. Вообще все творчество Орловского, лишенное внутренней художественной эволюции, было последовательным осуществлением компилятивного метода академизма второй половины 19 века. Внешние изменения, которые появлялись в живописной системе художника, были только отражением чужих открытий, реакцией на эстетическую конъюнктуру. Так, например, любимые Орловским световые эффекты («Жатва», 1882: «В знойный день. 1883; «Ночь в лесу») следовали моде на контрастную декоративную светотень, распространившуюся в русском пейзаже под влиянием Куинджи. Переходные состояния атмосферы, изображение облаков, дождя, тумана i«3a грибами». 1881: «Утро а лесу», «Отдых в степи», 1884; «Охота на уток») были вызваны желанием соответствовать уровню реалистического пейзажа с его разработкой проблем световоздушной среды. Однако академизированный реализм Орловского был не в состоянии передать воздушную глубину. Художник трактовал колорит как набор предметных цветов и для изображения дали использовал простой прием разбеливания тона. Для имитации изменения цвета под воздействием света и воздуха Орловский применял цветовые заливки. Этот набор приемов механически использовался художником при изображении самых разных видов. В академическом пейзаже у Орловского было много подражателей. Прямым последователем художника можно назвать пейзажиста С.И.Васильковского, а популярный маринист Р.Г.Судковский успешно соперничал с Орловским, также сочетая однообразную композиционную схему с иллюзионистической передачей воды и камней. Слава В.Д.Орловского была очень недолговечной. Покупаемые современниками за большие деньги, его картины находятся теперь в запасниках музеев. Лишь историк искусства вспомнит сегодня, что при жизни Орловский пользовался репутацией универсального пейзажиста, «превосходящего других художников удивительным знанием природы, мощным и гармоничным колоритом, свободным движением кисти». Окраины Киева. 1886 Озеро в Гатчинском парке. 1881 Вечер. Берег моря. 1874 В Алуште. 1870 Берег моря у Судака (Крым). 1889 В Италии. 1876 В луговых зарослях (Подольская губерния). 1890 В солнечный день Вид на Украине. 1883 Город на берегу моря. Середина 1870-х Город Поццуоли близ Неаполя. 1876 Дорога. 1881 Жаркий полдень в южной усадьбе. 1868 Закат над рекой. 1890 Закат. 1896 Кисловодск. 1883 Косари. 1878 Костер в поле Крым. Пейзаж с речкой. 1868 Крымский берег. 1890 Крымский летний пейзаж. 1870 Купание коней Летний день. 1884 Летний пейзаж. 1877 Летом на хуторе. 1880-е Малороссийский пейзаж Нижний Новгород Окрестности Киева. Над Днепром. 1884 Отмель Пастбище. 1890 Пейзаж в окрестностях Алушты. 1870 Пейзаж с болотом Пейзаж с горным ручьем Пейзаж с прудиком. 1880-е Пейзаж с рекой в Малороссии Пейзаж. 1882 Полдень. 1880 Прибой Пруд. Летний вечер. 1890-е У запруды. Конец 1890-х – начало 1900-х Украинский пейзаж с ветряной мельницей. 1882 Хаты в лесу. Тишина. 1890 Хаты в летний день Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru