Орест Кипренский. Мастера русской портретной живописи |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
09.02.2012 17:22 |
Портреты Кипренского и биография Кипренского
Автопортрет. 1828. Орест Адамович Кипре́нский (1782—1836) — русский художник-портретист, исторический живописец, график; представитель романтизма. Автопортреты Ореста Адамовича Кипренского
Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГ
Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804 Он впервые померился силами с великими и устоял. Да, впрочем, и сам автопортрет с кистями, несомненно, навеян какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний кассельский автопортрет Рембрандта). Одновременно с этим произведением был написан и другой автопортрет — в розовом шейном платке. Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809 Он разительно отличается в своей программе от первого: не бравурная энергия самоутверждения, а некое излучение духовной чистоты; искренность поведения не в импульсивной непосредственности, а в раздумчивом контакте со зрителем, на глазах которого живут нисколько не таимые оттенки чувствований. И в этом случае столь же адекватная изобразительная структура произведения. Мастерство портретистаЭта способность к острой дифференциации образа, к стереоскопической объемности в изображении личности портретируемого породила бесконечное разнообразие его портретных решений. Один из современников заметил, что «Кипренский очень счастливо придает каждому портрету что-нибудь особенное». Он осознанно выстраивает индивидуальную конструкцию образа, которая диктует и саму исполнительскую манеру. В наиболее чистом виде это относится к первому периоду творчества Кипренского, до его первой поездки в Италию в 1816 году. Даже в заказных парных портретах (Е. П. и Ф. В. Ростопчиных, 1809; Д. Н. и В. С. Хвостовых, 1814), долженствующих представлять собой созвучный изобразительно-выразительный ансамбль, художник достигает индивидуальных и даже контрастных характеристик. Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника . 1809 Образ бравого гусара исполнен и в самом деле парадного, не столько героического, сколько геройского пафоса, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи. Портрет Сергея Семёновича Уварова. Здесь нет той полноты самовыражения, что у Давыдова. Изображен задумавшийся в картинной позе, словно на минуту остановившийся перед выходом, великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции. Кипренский на себе почувствовал неблагополучие в стиле правления Александра, когда, вернувшись в 1819 году в Петербург, начал конфликтовать с Академией, придворными кругами, стал пользоваться поддержкой меценатов. Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева 1827 Своего героя он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, художник вводит его не в историю, а в идиллию. Шишмарев показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Кипренский создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности. Изощренная живописная кухня, с ее многослойной системой письма, совершенством фактурной проработки, подчеркнутая эстетизация всего образного строя свидетельствуют о стремлении художника выйти к новым берегам, обрести твердую почву под ногами. Таким он выглядит на своем автопортрете 1828 года. Огромная дистанция между тем первым автопортретом с кистями и этим: и здесь он непараден, в домашнем халате, с карандашом в руке, но и следа нет былой силы и веры. Холеный светский облик и любезно-искательная улыбка, ощущение неуверенности и отзвук некой артистической избранности... Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827 Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий. Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены.
Картины Кипренского
Автопортрет. 1820 Уффици
Портрет А.О.Смирновой-Россет, ок. 1830, холст, масло, 64х54
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.
Читатели газет в Неаполе. 1831.
Портрет князя H.П.Трубецкого
Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826. Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.Бахрушина Портрет мальчика. 1819. Портрет М.В.Шишмарева. 1827 Портрет К.И.Альбрехта. 1827 Портрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца. Портрет И.А.Крылова. 1816. Портрет З.А.Волконской. 1829 Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822 Портрет художника П.В. Басина.1829. Портрет танцовщицы Е.А.Телешовой в роли Зелии. 1828 Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813 Портрет В.С. Шереметева. 1825 Портрет В.С. Хвостова 1814 Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVIIвека. 1809. Портрет Алексея Романовича Томилова. До 1828 Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809 Портрет Адама Мицкевича 1824 ГТГ Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814 Портрет А.С.Шишкова. 1825 Портрет А.Р.Томилова. Неаполитанская девочка с плодами 1831 Молодой садовник. 1817 Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс ). 1809 Конный портрет Александра I. 1820-е. Калмычка Баяуста. 1812-13. Итальянские селянки (Italian Peasant Girls). Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло. 118х167 ГРМ Ворожея со свечой. 1828. Холст, масло. 64х51. ГРМ Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827. Портрет Г.Г.Кушелева. 1827. Стоящий натурщик с палкой (со спины). 1801. Б., ит. к. санг. 61,6х40,1. ГТГ. Натурщик, сидящий на камне. 1800-05. Стоящий натурщик на фоне красной драпировки. 1802 Натурщик. Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831 Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814 Портрет графини М.А.Потоцкой, сестры ее - графини С.А.Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки 1834 Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 Х., м. 77x61 ГТГ Портрет графа Ф.В.Ростопчина. 1809 Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru