Художник-кукрыникс Михаил Куприянов. Биография, картины |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
26.02.2013 16:12 |
Биография Куприянова (1903-1991)Михаил Куприянов страстно увлекался рисованием с детства. Еще мальчиком на родине, в небольшом волжском городке Тетюши, он принял участие в выставке самодеятельных художников, и его акварельный пейзаж получил первую премию.
Но годы его юности совпали с трудным периодом становления Советского государства. Была разруха, время было голодное, и Куприянову пришлось податься на заработки в чужие края. Так он попал рабочим на угольные шахты Туркестана. Там тоже было замечено его увлечение рисованием. Молодая советская власть всячески поддерживала народные таланты. Куприянова откомандировали в ташкентскую художественную школу-интернат. Занятия юноши проходили настолько успешно, что вскоре он получил направление в Москву для продолжения художественного образования в высшем учебном заведении. Во Вхутемас его приняли без экзаменов на основании представленных им работ. Куприянов попал на литографское отделение графического факультета, где его наставниками стали выдающиеся советские графики Н. Н. Купреянов и П. В. Митурич. К началу учебы во Вхутемасе молодой студент имел уже некоторый жизненный опыт, и его цепкая память сохранила многое из того, с чем он повстречался, когда «зайцем» проделал далекий путь от Волги до Ташкента то в теплушке, то на крыше товарного вагона, то спрятавшись под лавкой на волжском пароходе. Вероятно, уже тогда он умел всматриваться в то, что встречалось на пути, схватывать характерное в человеческих лицах, чутко улавливать все забавное и смешное. Его занятия не ограничивались стенами класса и изображением той или иной модели, его тянуло в город, где в живом течении жизни рисовал он на улицах, бульварах, в поездках, а также во время каникул. Но особенно близка была хмурому с виду, долговязому юноше в пенсне стихия смешного. Именно эта его черта свела его сначала с Порфирием Крыловым, чьи карикатуры он приметил в вузовской стенгазете, в разделе «Арап- отдел», а затем с Николаем Соколовым. С той поры и зародилось известное теперь во всем мире содружество «Кукрыниксы». Не случайно темой дипломной работы Куприянова стала серия шаржей на деятелей искусств — Эйзенштейна, Станиславского, Мейерхольда, Луначарского, Грабаря и других. Условием диплома было выполнение работ в разных литографских техниках, которыми Куприянов должен был овладеть во время курса обучения. В студенческие годы Куприянов пробовал свои силы не только на поприще изобразительного искусства. Случалось ему руководить постановками популярных в 20-е годы синеблузников, выступать с эстрады с чтением стихов Маяковского, работать культурником в доме отдыха. И этот разносторонний опыт пригодился ему в дальнейшем. Кукрыниксы Конечно, трудно, да, пожалуй, и бесполезно, глядя на рисунки Кукрыниксов, доискиваться, какая линия, какое пятно, какой ракурс принадлежит перу или кисти того или другого из трех авторов. Однако, всматриваясь в зарисовки, сделанные ими порознь, можно понять, какие свойства своей художественной натуры принес каждый в коллективное творчество. Так, вглядываясь в зарисовки Куприянова, сделанные на Нюрнбергском процессе в 1945 году, можно усмотреть стремление к предельной заостренности и метафорической обобщенности в том, как голова палача Кальтенбруннера уподоблена топору, насаженному на топорище-шею, а облик фон Папена напоминает традиционное аллегорическое изображение смерти. Совсем иным предстает Куприянов в своих живописных работах, исполненных не от лица Кукрыниксов. Здесь он поэт и лирик. Пейзаж издавна стал его излюбленным жанром живописи, в котором он постигает поэтическую прелесть и очарование родной природы. Вспоминая о своих детских годах, проведенных на Волге, Куприянов замечает: «Пароход, дав прощальный гудок, покидал пристань. А мы, мальчишки, возвращались к прежним занятиям: купались в реке, ловили рыбу, катались на лодках. Вероятно, этим объясняется, почему я с детства люблю воду, люблю писать пейзажи с водой, лодками, баркасами». Быть может, именно поэтому он так поэтично передает прибрежный пейзаж Азовского моря («Два баркаса»*, 1952), так охотно обращается к видам Ленинграда, где архитектурные шедевры любуются своим отражением в зеркале рек и каналов. Таковы его полотна 1957 года «Мойка» и «Мойка. Вечер». Пейзаж «Геническ. Отражение луны» (1957) наполнен очарованием летней ночи: лунный свет сливается с чуть розоватым предрассветным освещением, в застывшем воздухе растворилась граница воды и неба, в немом оцепенении застыли лодки с высокими мачтами, и зритель будто слышит тишину, разлитую в природе в этот ранний час. Совершенно иное настроение выражено в картине 1981 Года «Река Нара». Здесь ощущается зной летнего полдня, резко обозначен ный контраст света и тени; пышная листва отражается на водной поверхности, от которой будто веет вожделенной прохладой. Неизменная внутренняя наполненность работ Куприянова, его острая наблюдательность, тонкая лирическая окрашенность произведений — вот основные черты творческой индивидуальности художника. Карикатуры Кукрыниксов
Картины Куприянова ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru