Художник Николай Дормидонтов |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин. | |||
17.01.2014 19:27 | |||
Н.И. Дормидонтов (1898-1964)Известный график и живописец Николай Иванович Дормидонтов прошел творческий путь, типичный для художников его поколения. Увлечение в 20-х годах индустриальной тематикой, в 30-х образами и сюжетами спорта, обостренное восприятие современности, обращение к почти документальной гражданской хронике в годы Великой Отечественной войны, наконец, своеобразная разрядка душевного напряжения в послевоенных лирических пейзажах — все это не только вехи личной творческой биографии Дормидонтова, но и этапы развития, если и не всего нашего искусства, то во всяком случае довольно многочисленного отряда его мастеров. Дормидонтов — питерец и по рождению и по излюбленному кругу тем и образов. Его приобщение к искусству началось в Школе Общества поощрения художеств (1914—1918). Затем он учился в мастерских реформированной после революции Академии художеств у Д. Н. Кардовского, Г. М. Бобровского, Владимира Татлина, К. С. Петрова-Водкина и испытывал соответствующие влияния. В 1922 году, окончив Академию, Дормидонтов вступил в АХРР и вскоре возглавил ленинградский филиал ассоциации. В его творчестве в эти годы преобладают, как уже говорилось, индустриальные мотивы. Художник часто бывает на ленинградских заводах, ежегодно выезжает на крупнейшие новостройки страны, где делает многочисленные зарисовки. На выставках появляются графические листы Дормидонтова: «Подъемник угля из шахт Кизеловских копей» (1924), «Березниковский содовый завод» (1924), «Ленинградский судостроительный завод» (1924), «Мартеновская печь на заводе Югосталь» (1926), «Днепрострой» (1931), сделавшие его имя известным. Художнику удается в них добиться впечатления грандиозности индустриальных сооружений, показать своеобразную красоту производственных интерьеров, необычных эффектов освещения. Но в этих работах был ещё определенный схематизм в разработке человеческих образов, на что неоднократно указывала художнику критика. Дормидонтов, вероятно, и сам чувствовал некоторую творческую неудовлетворенность, В последующее десятилетие он обращается к изображению людей. Конкретно это вылилось в создание живописных полотен на спортивные темы: «Лыжница» (1931), «Спартакиада Балтфлота» (1933), «Футбольный матч СССР — Турция» (1935), являющихся лучшими произведениями Дормидонтова. Их повторения в свое время украшали многие спортивные залы и стадионы нашей страны. Удачно передано в этих композициях сложное движение, особая внутренняя напряженность состязания, интересен колористический строй, привлекательна, конечно, и жизнерадостность целостного образа картин. Именно целостного образа, который был сильной стороной творчества Дормидонтова, гораздо меньше внимания уделявшего индивидуальным характеристикам персонажей. В годы Великой Отечественной войны Дормидонтов оставался в осажденном Ленинграде. Серия из шести листов «Ленинград в дни блокады» была создана в самые тяжелые месяцы блокады, зимой 1941—1942 года. В этих рисунках дороже всего свидетельство очевидца, сразу остро ощутимое. В 1943—1947 годах Дормидонтов создал еще ряд произведений, посвященных Северной Столице. В послевоенные годы художник вдруг неожиданно показал на выставках несколько живописных пейзажей, выдержанных в очень тонких цветотональных отношениях («Весенний ручей», 1950; «Тропинка», 1950; «Березовая аллея. Март», 1954; «Кусты черемухи», 1954). В этом новом для себя жанре Дормидонтов, по-видимому, находит выход обуревающим его чувствам восторга и волнения перед вечно сменяющимся бытием природы, перед неиссякаемым богатством красок жизни.
Полезная информация: В интернет-магазине для художников «Арт Квартал» (сайт: http://artkvartal.ru) можно приобрести акварельные карандаши Staedtler. Набор из 24 цветных карандашей «Noris Club 127» стоит 400 рублей. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 12.02.2017 16:14 |
E-mail: pavelin@mail.ru