Владимир Татлин: картины, башня, биография

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 443 гостей и 1 пользователь онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Владимир Татлин: картины, башня, биография
 
 
 

Владимир Татлин: картины, башня, биография

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
12.02.2017 13:02

 Владимир Евграфович Татлин

Владимир Евграфович Татлин (1885 -1953)

Татлин принадлежал к когорте мечтателей, стремившихся реализовать в искусстве свои самые дерзкие мечты. Его творчество впечатляет и многообразием проявлений, и присущим ему внутренним единством. Татлин был проектировщиком летательного аппарата и автором знаменитого «Памятника III Интернационала», живописцем, графиком, театральным декоратором, книжным иллюстратором и дизайнером. Все его произведения несут на себе печать духовности и страстного порыва в будущее.

Владимир Бвграфович Татлин родился в Москве, его отец был инженером, мать — поэтессой. Свою самостоятельную жизнь он начал со службы юнгой на парусном судне. Потом занимался сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, позже — в Пензенском художественном училище, а в промежутках — служил матросом, побывал на Средиземном море. Свою влюбленность в море и корабли художник сохранит до конца жизни, а впечатления, почерпнутые в морских странствиях, наблюдения над жизнью природы, строением птиц и рыб пригодятся ему в будущей творческой работе.

В 1908—1911 годах Татлин сближается с левыми художниками и поэтами (М. Ларионовым, Н. Гончаровой, А. Весниным, В. Хлебниковым и др.) и в последующие несколько лет создает самые значительные свои живопис­ные произведения, такие как «Матрос», «Продавец рыб», «Букет», «Натурщица». Написанные в характерном для тех лет экспрессивно-обобщенном, близком к кубофутуризму стиле, эти работы несли на себе печать ярко выра­женной творческой индивидуальности. Пожалуй, главной их особенностью было сочетание ясной конструктивности и захватывающего порыва. В широте и духовности обра­зов художника, во всем их пластическом и цветовом строе прочитывалась не только устремленность в будущее, но и прямая связь с древнерусским искусством, которое Татлин усердно копировал в предшествующие годы.

Но хотя Татлин показал себя в работах 1910-х годов при­рожденным живописцем, он не смог ограничиться сфе­рой станкового искусства. С середины 1910-х годов и вплоть до 1930-х живопись уступает в его творчестве место иным видам искусства.

В 1913 году после поездки в Париж и знакомства с Пикассо художник начинает серию «контррельефов», беспредмет­ных, неутилитарных комбинаций форм, в которых мате­риалу как бы предоставлялось право говорить своим голо­сом. Лишенные прикладных функций, эти работы являлись в те годы своеобразным «антидизайном», в котором за­кладывался язык будущего дизайна и прикладного ис­кусства.

Октябрьскую революцию Татлин встретил с энтузиазмом. Он активно включается в общественную деятельность, становится одним из главных организаторов охраны старых памятников и создания новых — в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды. Его собствен­ным вкладом в монументальную пропаганду стал про­ект «Памятника III Интернационала». Памятник этот, воскрешавший древнерусскую традицию здания-монумента, был задуман в виде башни 400-метровой высоты, внутри ко­торой крепились четыре стеклянных архитектурных объ­ема. В основу образного решения была положена идея «сквозной динамичности». Стеклянные объемы в проекте медленно вращались вокруг своей оси, мощные спирали не­сущей конструкции устремлялись вверх навстречу друг другу, а вся башня была наклонена параллельно земной оси. Татлин задумал свой памятник как символ единства мирового пролетариата и всех народов земли — как бы в противовес разделившей их библейской «Вавилонской башне». Но в не меньшей мере его произведение стало символом тогдашней эпохи — нищей и голодной, но штур­мующей небеса. В творении художника как бы оживала также хлебниковская мечта о движущихся и прозрачных горо­дах будущего. В свою очередь, Велимир Хлебников посвятил Татлину стихи, в которых называл его «тайновидцем лопастей и винта певцом суровым из отряда солнце- ловов...»

Пятиметровая модель «Памятника III Интернационала» была показана в 1925 году на парижской Международ­ной выставке декоративного и промышленного искус­ства; она принесла ее создателю широкую известность и выз­вала бурные споры. Сам Татлин был недоволен своим творе­нием из-за усложнившейся несущей конструкции, кото­рая заслонила собой главные части сооружения. Он сде­лал еще один, более цельный и лаконичный проект, остав­шийся в эскизном варианте...

В историю современного искусства татлинская башня вош­ла как памятник «железного» 20 века, одно из первых произведений конструктивистского стиля, возникшего на стыке искусства и инженерии. Предполагалось, что в сою­зе с техникой искусство должно стать более современным и действенным, а техника — более одухотворенной и гума­нистичной. Для Татлина и его единомышленников конст­руктивизм был не просто стилем, а своеобразной романти ко-техницистской утопией, мечтой об активном и быстром преобразовании жизни с помощью художественного творчества. В 1920-е годы он отдает все свои силы этому внедрению искусства в жизнь — оформляет театральные спектакли и массовые уличные действа, создает новые типы мебели, посуды, одежды, осветительных приборов. В тат- линском дизайне главным был не столько комфорт, сколь­ко создание «живых» вещей, способствующих духовному освобождению человека. В этом плане высшим его достиже­нием стала модель летательного аппарата (конец 1920-х— начало 1930-х гг.), предназначенная для полета человека, точнее, планирования с помощью мускульной силы. Ху­дожник не случайно дал ей имя, как бы символизирующее все его творчество — «Летатлин». В основу проекта был положен уже не чисто конструктивистский, а биокон­структивистский метод, сочетавший рациональную кон­структивность с подражанием органической природе. Соз­давая свой аппарат, Татлин, подобно Леонардо да Винчи, опирался на наблюдения над строением и полетом птиц. Его «Летатлин» в самом деле напоминает остов птицы — и при этом кажется подлинно живым. Как и в рисунках Леонардо, источником жизненности является здесь не прос­тая имитация природы и не технический расчет, а целост­ная художественная интуиция. Подобно всем остальным работам Татлина, его аппарат «для свободного парения» — прежде всего художественное произведение. И если в функци­ональном плане он, как и ряд других замыслов худож­ника, остался утопией, то в художественном отношении «Летатлин» обладает подлинной реальностью, воплоща­ющий и ясную логику конструкции, и не поддающуюся ра­циональному анализу органическую жизнь природы, и свободный полет человеческого духа.

В последующие десятилетия творчество Татлина приняло другое направление. Он отдает почти все свои силы те­атру, много работает также в области книжной иллюст­рации, сочетая прежние конструктивистские принципы с углубленным и зачастую окрашенным в драматические то­на психологизмом.

Н. АПЧИНСКАЯ

Картины Татлина

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников