Белорусский скульптор Заир Азгур |
Статьи об искусстве - Выдающиеся личности |
15.02.2017 14:07 |
Заир Азгур (1908—1995)Народный художник Белоруссии, лауреат Государственных премий Заир Исаакович Азгур известен преимущественно как мастер скульптурного портрета. Вся жизнь Азгура связана с Белоруссией. Здесь он родился в деревне Молчаны бывшей Витебской губернии, здесь зародился в нем интерес к искусству ваяния, связанный с детскими впечатлениями от поделок народных резчиков по дереву, здесь же в Витебском художественном техникуме началось его профессиональное образование. В 1926 году Азгур окончил техникум, где учился у скульптора М. А. Керзина, и поступил в Академию художеств в Ленинграде. В. В. Лишев, Р. Р. Бах, М. Г. Манизер, В. JI. Симонов — безукоризненные мастера, ведшие классы академии, прививали студентам вкус к работе с натуры, к изучению анатомии человеческого тела, неукоснительно требуя соблюдения множества правил и рецептов скульптурной технологии. 1928—1929 годы Азгур провел в Киеве, где совершенствовал свои познания в художественном институте. Завершив образование, он вернулся в Минск. За годы интенсивной творческой деятельности Азгуром исполнено множество портретов, начиная от изображений исторических личностей (Гракха Бабефа, 1932; Г. Скори- ны, 1927; Василия Минского, 1943—1944; князя Багратиона, 1946) и кончая портретными бюстами тружеников полей — Героев Социалистического Труда (Тамары Шкурко, 1949; Лесничей, 1949; А. Ф. Горецкой, 1951; А. И. Стыкут, 1951). Многие прославленные советские генералы (Батов, 1948; Рокоссовский, 1945; Родимцев, 1943; Лелюшенко, Доватор) запечатлены скульптором во всей достоверности внешнего облика. Отдельный цикл в творчестве Азгура составляют портреты руководителей зарубежных компартий и глав правительств социалистических стран — Георгия Димитрова, Пальмиро Тольятти, Мориса Тореза, Хо Ши Мина, Ким Ир Сена (1949—1951). Неудивительно, что некоторые из этих изображений при несомненных профессиональных достоинствах, в частности, отличном владении моделировкой форм и объемов, носят на себе некий налет официальной холодности и стандартной импозантности в подаче моделей. Это объясняется прежде всего тем, что ряд портретов исполнялся без натуры, по фотографиям или скудным иконографическим материалам. Но в лучших своих произведениях — в портретах партизан, героев Великой Отечественной войны (партизана М. Ф. Сельницкого *, 1943; деда Талаша, 1947; батьки Миная, 1943; А. И. Молодчего, 1943; В. В. Талалихина, 1942) скульптор обретает эмоциональную теплоту и наполненность чувств. Белорусские парни и деды, ставшие грозными народными мстителями, бесстрашные летчики словно получают вторую жизнь под его резцам. Удачны у Азгура и некоторые портреты писателей (Кондрат Крапива, 1949; Якуб Колас, 1949). Интересен монументальный бюст Рабиндраната Тагора (1955) из черного и серого гранита. За эту работу Азгур был удостоен премии на международной выставке в Брюсселе. Начиная с 1930-х годов и по сей день значительное место в творчестве Азгура занимает работа над монументальными произведениями. Им создано несколько памятников В. И. Ленину (в городах Орджоникидзе, Махачкала, Астрахань), памятник М. В. Фрунзе в Каховке, памятник-бюст академика Бутлерова в Москве. Из произведений, исполненных скульптором в 60-е годы, можно отметить портрет писателя Янки Мавра (1966) и серию портретов белорусских чекистов (1967).
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru