Василий Савинский: картины, биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
10.04.2014 15:08 |
Василий Евменьевич Савинский (1859-1937)Автопортрет Летом 1875 года в Липицы под Петербургом на дачу П. П. Чистякова, известного уже в то время педагога, адъюнкт-профессора Академии художеств, явился скромный юноша, чтобы показать Павлу Петровичу свои робкие ученические штудии. Рисунки понравились Чистякову, и он предложил молодому человеку подготовить его к осенним приемным экзаменам в Академию. Опыт и дар истинного учителя помогли Чистякову увидеть в шестнадцатилетнем В. Е. Савинском художника незаурядных способностей. Много лет спустя Павел Петрович говорил о своем любимом ученике: «Савинский—лучший рисовальщик у нас...»
Судьба Савинского-художника оказалась почти зеркальным повторением судьбы его учителя. Ему, как и Павлу Чистякову, был уготован путь педагога. И так же как и Чистякову, не удалось создать значительных исторических полотен, о чем оба мечтали на протяжении всей жизни; преподавательская деятельность, которой они искренне себя посвятили, практически не оставляла места для творчества. Оба стали учителями, воспитавшими не одно поколение русских художников. Оба боролись с рутиной, царившей уже несколько десятилетий в Академии художеств, стремясь внести в ее стены свежую струю, идущую от живописи передвижников, сочетая порожденный ею интерес к натуре с внимательным изучением образцов итальянского Возрождения и помня о лучших традициях русской академической школы. Чистяков—первый в 70-е годы заговоривший об упадке профессионального мастерства русских художников—был несомненно фигурой более крупной и колоритной, чем Савинский; именно он явился создателем педагогической системы, которую Савинский гениально усвоил; метода преподавания Савинского была почти адекватна методе его учителя. Стержнем чистяковской системы являлось требование следовать «законам, подмеченным в натуре», парадоксально соединявшееся в ней с использованием сюжетов мифологических, библейских. «В основу преподавания Павел Петрович клал изучение формы предметов в связи с рисунком, светотенью и колоритом,— писал В. М. Васнецов.— Он шел не от рисунка, а именно от формы. Он настаивал, чтобы эта последняя выражалась художником с одинаковой свободой, с какой бы точки зрения ни писался данный предмет». Этот способ «не смотреть в линию, а видеть форму, которую линия определяет», отрабатывался в мастерской Чистякова на рисунке головы. Система Чистякова, писал И. Е. Репин, прошедший его школу, заключалась в перспективном построении плоскостей головы, границы которых, встречаясь на черепе, образовывали своеобразную сетку, что и составляло основу рисунка головы. По мнению Чистякова, вполне усвоили его метод рисования трое — Савинский, Серов и Баруздина. «Чудесный рисунок «от точки», со всеми вспомогательными линиями,— вспоминала В. М. Баруздина,— имелся у автора его, художника В. Е. Савинского, одного из немногих, «по плечу» которым пришлась полностью вся эта система». Анатомически точный, строгий, без растушевки, рисунок и верная перспектива становились базой, позволявшей ученикам Чистякова переходить к живописным задачам. Эти усвоенные в годы ученичества у Чистякова принципы Савинский в своей преподавательской деятельности развивал и уточнял. В 1888 году вернувшийся из Италии Савинский был приглашен преподавать в училище барона Штиглица, в 1889 году он назначен адъюнкт-профессором Академии художеств. С 1911 по 1930 год он бессменный руководитель мастерской Академии. Именно в этот период он ввел там свою систему преподавания, восстановив, в частности, занятия в гипсо- фигурных классах, упразднение которых в 1892 году обусловило появление в мастерских большого числа профессионально неполноценных учеников. Пристальное изучение натуры, тщательная детализация рисунка, прежде всего рисунка головы, добросовестное штудирование античных гипсовых фигур—вот требования, предъявляемые Савинским к своим ученикам во время занятий, сопровождаемых его лаконичными пояснениями и подробным показом. Как и Чистяков, Савинский был «врагом шаблона», к каждому ученику подходил с особой меркой, умея увидеть индивидуальность. Важной составной частью его системы преподавания были обязательные для его учеников посещения Эрмитажа с целью изучения образцов старой живописи, знатоком и любителем которой являлся Савинский. Учениками В. Е. Савинского были художники нескольких поколений. Среди них И. И. Бродский, А. А. Рылов, М. Г. Манизер, А. А. Шовкуненко, В. А. Серов, И. И. Серебряный, П. А. Шиллинговский, М. Г. Пластунов, И. П. Степашкин, Н. А. Шевердяев, П. Д. Бучкин, Ю. М. Непринцев, А. А. Горбов и другие. Творческое наследие В. Е. Савинского невелико. Большие его картины—«Христос и грешница», задуманная еще в Италии, и «Иван Грозный», начатый в 1890-х годах,— остались незавершенными. Сохранились подготовительные рисунки и эскизы к ним. Полностью была закончена художником картина «Торквато Тассо», замысел которой возник в годы пенсионерства. Успешнее и плодотворнее была деятельность Савинского- портретиста. Еще до отъезда в Италию он выполнил портрет матери Марии Васильевны Савинской (1880) и автопортрет (1881). В более поздние годы появляются портреты художников А. И. Зрелякова, И. И. Творожникова, В. А. Прохорова, брата художника Владимира Евменьевича Савинского, жены— Е. А. Савинской, дочерей Т. В. и Е. В. Савинских, А. П. Матросова, А. П. Сипягиной, К. Н. Старцева, автопортрет («В шубе», 1906). В 1916 написал портрет Павла Петровича Превосходно владел Савинский техникой акварели. Уже его ранние доитальянские акварельные этюды отличает свободная широкая манера письма «по-мокрому», дающая эффект свежести красок. Впечатления, полученные во время заграничных путешествий от старой итальянской и новой французской живописи, помогли художнику в его дальнейших колористических исканиях. После 1918 года Савинский пишет в основном акварелью, ведя одновременно исследовательскую работу по изучению красочных сочетаний, отмеченную современниками. И все же основной заслугой Савинского перед русским искусством было несомненно его творческое каждодневное, до последнего дня жизни, общение с многочисленными учениками, получившими благодаря своему учителю возможность приобщиться к лучшим достижениям русской академической школы ее реалистического этапа. Т. ВОЛОДИНА Картины СавинскийTags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru