Джеймс Уистлер: картины, биография художника

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 476 гостей онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Джеймс Уистлер: картины, биография художника
 
 
 

Джеймс Уистлер: картины, биография художника

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
25.06.2014 12:32

Джеймс Уистлер

Джеймс Уистлер (1834-1903)

 

Почти всю свою жизнь Уистлер был окружен атмосферой скандала. Невысокий, с громким резким голосом и вечным моноклем в глазу, одетый скрупулезно аккуратно, экстравагантно и с безукоризненным вкусом; блестящий спорщик, умевший молниеносно парировать остроты собеседника; его выходки, словечки, жесты были предметом разговоров на светских обедах; но «... в этом щеголе, шествующем по набережной Челси, никто не узнал бы молчаливого, серьезного труженика в огромных очках, которые он только что сбросил в своей мастерской».

 

Он был одержим отчаянным стремлением к совершенству, его требовательность к себе не знала границ, все, что казалось ему неудачным, подлежало немедленному уничтожению. Никто не трудился над своими холстами больше него, он «замучивал» модели бесконечными сеансами, и тем не менее его произведения оставляют впечатление артистичности и непринужденности исполнения. Публике же работы Уистлера казались эскизными и незаконченными. И чем ближе был художник к достижению цели, тем теснее смыкалось вокруг него кольцо насмешек и недоброжелательства. Однако он ни разу не уступил, продолжая идти своим собственным путем, «он только выше поднимал голову. У него был характер бойца, он не сдавался ни в чем и начал форменную войну, длившуюся около двадцати лет, против своих врагов-художников, против критики, против печати, против публики».

Уистлер родился в маленьком американском городке Лоуэлл, однако своей родиной считал Петербург. Отец Уисглера, инженер-путеец, строил знаменитую железную дорогу Петербург—Москва. С 1844 по 1849 год вся семья жила в Петербурге. Уистлера привезли туда девятилетним мальчиком. Единственное, что интересовало не очень прилежного и нетерпеливого ребенка,— рисование. В качестве исключения он был зачислен в «головной» класс петербургской Академии художеств, где был самым младшим. В Академии Уистлер учился у малоизвестных преподавателей, зато часто бродил по залам Эрмитажа, именно там зародилась его любовь к малым голландцам. Одно из наиболее ярких впечатлений детства— гравюры Хогарта, которые он рассматривал во время своих частых болезней. «Я бы хотел скорее поправиться, чтобы показать эти гравюры моему учителю рисования. Ведь не каждый день представляется возможность просмотреть гравюры Хогарта в подлинниках» — отрывок взят из дневника матери Уистлера, который она аккуратно вела во время своего пребывания в России. Позднее Уистлер напишет «Портрет матери» — самый известный из его портретов. Он так точно воплотит образ истой американки, упрямой, властолюбивой пуританки, носительницы высоких принципов американской морали, что его начнут воспроизводить в США даже на марках.

Весной 1849 года умирает отец Уистлера и семья возвращается на родину в США. Единственным отрадным моментом жизни Уистлера в Америке была его работа в Геодезическом управлении, где он гравировал топографические карты, а заодно покрывал своими рисунками свободные поля медных досок. Именно там он познакомился с техникой травленой гравюры, занявшей впоследствии такое большое место в его творчестве.

В 1855 году Уистлер уезжает в Париж и поступает в студию Глейра. Глейр преподавал ученикам собственные теории, шедшие вразрез с приемами академической живописи. Так он советовал заранее смешивать на палитре краски, и только после того как колорит картины будет найден, приступать к работе. Этому принципу Уистлер следовал всю жизнь. Бывали случаи, когда он несколько дней тратил на составление красок, с тем чтобы потом за час написать один из своих «ноктюрнов».

Уистлер попал во Францию в период становления новой европейской реалистической живописи. Он с увлечением и энтузиазмом пишет окружающую его жизнь. В 1858 году Уистлер создает свою первую «Французскую сюиту офортов», куда входят разнообразные парижские сценки и, зарисовки его путешествия по северной Франции. Позднее к ней добавятся тонкие и лиричные офорты с видами Темзы, великолепная серия венецианских лагун и ночных дворцов, голландская серия офортов. Современники считали Уистлера одним из лучших офортистов Европы. Блестяще владея техникой офор­та, он рисовал прямо на меди без предварительного наброска, сам печатал свои доски, разыскивал для них старую датскую бумагу, постоянно роясь у букинистов. Офорты Уистлера отличают непогрешимое чувство композиции, точность рисун­ка и чисто уистлеровский своеобразный подход к природе.

Последние парижские месяцы Уистлер работал в мастерской Бонвена, неофициальным руководителем которой был Курбе—у этого мастера он научился относиться к искусству всерьез.

В 1859 году художник переезжает в Лондон.

Первая картина Уистлера, показанная на Лондонской акаде­мической выставке, «У рояля» была принята на удивление хорошо, ее даже купили за 30 фунтов. Но уже следующее выступление Уистлера сопровождается скандалом. Вместе с такими художниками, как Курбе, Мане, Фантен-Латур, Писсарро, он выставляет свою «Белую девушку» в знаменитом парижском «Салоне отверженных», имевшем огромный и скандальный успех. Самая же неистовая ругань досталась на долю «Завтрака на траве» Мане и «Девушки в белом» («Симфония в белом № 2», 1864) Уистлера. Сейчас эта работа хранится в Национальной галерее в Вашингтоне.

В жанре однофигурного портрета и пейзажа-ноктюрна созда­но подавляющее большинство живописных работ Уистлера. Он с одинаковым вниманием вглядывался в природу и человека, пытаясь найти в них неповторимые индивидуальные черты.

 

Человека он любил изображать в рост на нейтральном фоне чтобы ничто не отвлекало и не мешало сосредоточиться на его характере. Таков его замечательный портрет двенадцатилет­ней мисс Сесили Александер, которую он замучил семьюде­сятью сеансами, портрет красавицы мисс Лейланд, портрет французского критика Т. Дюре и многие другие. Но прежде всего имя Уистлера связано с его ночными пейзажами. Непре­менным участником уистлеровских ноктюрнов была вода, в которой отражались холодные краски неба. В Лондоне Уистлер старался жить поближе к Темзе. В сумерки или ранним утром с двумя своими учениками, сыновьями лодочника, он отправ­лялся в лодке по Темзе. Иногда они всю ночь проводили на реке. Неутомимый наблюдатель, Уистлер всматривался в природу с любовью и пониманием, для него она была живым существом, источником столь яростно искомой им гармонии и совершенства. Тонкие, изысканные ноктюрны Уистлера натал­кивались на самое безнадежное непонимание публики. Один из них был выставлен, в качестве доказательства несосто­ятельности художника, на его знаменитом судебном процессе с маститым критиком Рёскином. Рёскин напечатал в прессе уничтожающий отзыв о произведениях Уистлера, после этого никто не хотел покупать его работ. Обращение в суд было вынужденной мерой. И хотя Уистлер выиграл процесс, судеб­ные издержки вконец разорили художника. Именно с этого момента Уистлер объявил войну всем — изменившим друзьям, художественным критикам, невежественной критике. В ре­зультате появилась его известная книга «Изящное искусство создавать себе врагов» — попытка художника защитить свое искусство от пошлой викторианской критики. К созданию книги Уистлер отнесся со свойственной ему тщательностью и изобретательностью. Это была первая книга, от начала до конца оформленная художником. Он продумал все дета­ли— формат, шрифт, обложку, бумагу,— создав гармони­ческое единство содержания и художественного решения книги. ,

Принципы современной музейной и выставочной экспози­ции надо также возводить к Уистлеру. Он досконально разрабатывал экспозиционный план каждой своей выставки; картины и офорты развешивал на специально окрашенных фонах и каждую экспозицию решал в определенной тональной гамме. Его выставку 1883 года вспоминает в своем письме Писсарро. Она была решена в блекло-желтых тонах: стены — белые; занавески и мебель—бледно-желтые; пол покрыт жел­тыми циновками; желтые цветы в желтых горшках; служите­ли— в бело-желтых ливреях; почитатели—в желтых галсту­ках; сам Уистлер — в желтых носках.

Много работал Уистлер и в области оформления интерьеров, в этом отношении его можно считать предшественником современного дизайна. В противовес тесному викторианскому уюту он любил заполнять комнаты светом и воздухом, окраши­вал стены в светлые тона, предпочитал легкую простую мебель и был очень скуп на украшения. К сожалению, из оформлен­ных им интерьеров, прежде всего его собственного «Белого дома», а также домов некоторых его друзей — Оскара Уайльда, Сарасате и др., сохранилась только наименее удачная «Пав­линья столовая» из дома богача Лейланд а.

В последнее десятилетие жизни Уистлера к нему, наконец, приходит признание. Его работы покупают музеи и галереи, он получает орден Почетного легиона, а его персональная выставка 1892 года в галерее Гупиль в Лондоне сопровождает­ся триумфальным успехом. Он ничем не поступился ради этого. Его строгое искусство и разящее остроумие бичевало тех, кто в конце концов признал его неопровержимое превос­ходство.

В последние годы жизни он преимущественно писал неболь­шие этюды с натуры.

Три из них хранятся в Эрмитаже, а один такой этюд—в Москве, в Музее изобразительных искусств.

Е. ПОЛЯКОВА

Картины Уистлера

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников