Франц Марк: картины, биография автора знаменитого "Синего Коня" |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
03.04.2015 18:14 |
Франц Марк (1880—1916)Франц Марк погиб под Верденом в годы первой мировой войны. Ему едва исполнилось 36 лет. Эта особенность судьбы художника создала вокруг его имени трагический ореол. В его творчестве стали находить мотивы предчувствия мистической неизбежности гибели, пророчества. Действительно, если отбросить ненужную экзальтацию, творчество Марка своеобразно и ярко выражает настроение кануна войны, ту атмосферу надвигающейся мировой катастрофы, в которой жили и которую ощущали наиболее чуткие представители интеллигенции. Мысль о крушении старого мира пронизывает и поэзию Блока, и раннюю живопись Пикассо, и болезненно-напряженную графику Эдварда Мунка. Марк был из породы мечтателей. Неприятие действительности, тоска по человечности, утраченной в современном мире, выражались у него в романтических формах. Он создавал свой собственный фантастический мир, полный гармонии, покоя и тишины. Но и в этот мир вторгались всееленские вихри, его сотрясали разрушительные катастрофы, в которых гармонические формы распадались, устойчивые структуры раскалывались. Видение «золотого века» превращалось в груду обломков. Творчество Марка принадлежит к тому течению в немецком экспрессионизме, в котором на первый план выступало философское начало. Формальные эксперименты этих художников сопровождались сложными теоретическими построениями, в которых разрабатывались символика цвета, а также проблемы прямого воздействия на психику человека цвета и формы, их самоценности, подобной самоценности музыкальных звуков. Они считали, что задача искусства — непосредственное выражение духа. Художники этого направления составляли группу «Синий всадник» — по названию альманаха, в котором печатались их теоретические работы. Марк был одним из организаторов группы и активным сотрудником альманаха. После 1911 года (год основания группы) написаны его главные картины, сложился его стиль как художника. Однако его творчество стоит несколько особняком на фоне общих тенденций «Синего всадника». Тяготение к декоративной абстракции затронуло его в гораздо меньшей степени, чем других членов группы. В картинах «Генезис», «Борьба форм», «Арсенал творения» ему важно было изображение первозданной материи, а не декоративный эффект произвольных сочетаний красок. Лучшие картины Марка — это изображения животных («Красный бычок»). Редко кто из современных ему художников знал лучше него повадки животных, строение их тела и т. д. Одно время Марк даже давал уроки анатомии животных для художников. Мир животных представлялся ему более чистым и цельным, чем мир людей. «Я очень рано ощутил человека безобразным, зверь мне казался чище и прекраснее», — писал он. В животных для него наиболее полно отразилась творческая мощь природы, творческий дух, разлитый в космосе. В этих представлениях сказалось увлечение Марка дальневосточной философией и поэзией. В связи с этим Марк придает всем элементам мира природы символическое значение. В картине «Судьбы животных» природу сотрясает разрушительный вихрь: летят упавшие стволы деревьев, камыш, обрывки травы. И среди этого хаоса разрушения художник помещает кроткую лань. Она не бежит, не боится, она смиренно, как жертва, ожидает гибели. Ее фигура окрашена в синий цвет — символ веры и надежды. В «Башне синих лошадей» — главном произведении Марка — фигуры животных в едином порыве устремлены к небу, к сияющей в нем радуге. Синий цвет здесь не холодная символика: он глубок, богат, полон разнообразнейших живых оттенков. Марк очень тонкий живописец, действительно умеющий придать цвету эмоциональную насыщенность, музыкальное звучание. Анималистический этюд приобретает у него вневременной, космический характер. Начало творческого пути Марка отнюдь не предвещало подобной лирико-философской живописи. Он начинал как послушный ученик Мюнхенской Академии во вполне традиционной манере. Поездки в Париж и в Италию (1902 и 1903) не отразились на его творчестве. Его мучили непонятная тоска, глубокая неудовлетворенность, «мировая скорбь». Только в 1907 году во время второй поездки в Париж, когда он открыл для себя Ван Гога и импрессионистов, в его искусстве появляются большая живописная свобода, интерес к цвету, к жизни природы. К этому времени относится его увлечение миром животных, ставшим главной темой его творчества (первая картина этого типа— «Красная лошадь» — написана в 1911 году). Роль Марка в «Синем всаднике» была во многих смыслах определяющей. Силой своей внутренней убежденности и личного обаяния он как бы цементировал эту разнородную и эфемерную группировку, распавшуюся сразу после начала первой мировой войны. Художники, ее составлявшие, при фашизме подверглись преследованиям. Не избежал этого и Марк: гитлеровцы объявили его искусство упадочным, вырожденческим, изъяли из музеев его картины и, видимо, уничтожили «Башню синих лошадей». Картины МаркаTags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru