Жан Фуке: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
13.04.2015 18:10 |
Жан Фуке (ок. 1420—ок. 1481)Эпохе Возрождения во Франции началась почти на полтора столетия позже, чем в Италии. Но французские художники не стремились просто освоить итальянский опыт. Новое светское искусство Франции развивалось на основе переосмысления позднего готического искусства. В этом его большое своеобразие. Жан Фуке один из интереснейших мастеров XV века. Он принадлежал к школе долины реки Луары, где особенности складывающегося искусства французского Ренессанса, его национальный характер проявились ярче всего. Фуке жил в городе Туре, бывшем тогда резиденцией королей — сначала Карла VII, а потом Людовика XI. Фуке хорошо знал и нидерландцев и итальянскую живопись. Он провел несколько лет в Риме, где его картины очень оценили. Но он никому не подражал, сумев выработать свою собственную художественную манеру. Сильнее всего дарование Фуке проявилось в жанре портрета. Его «Богоматерь с младенцем» (ок. 1450) — часть разрозненного ныне диптиха из Мелена — не что иное, как портрет любовницы Карла VII Агнессы Сорель, это молодая хрупкая женщина с полуобнаженной грудью, с чуть капризным задумчивым, почти детским лицом. Острая индивидуальность образа мадонны подчеркивается торжественной статикой композиции. Окружающие трон херувимы — огненно-красного и ярко-синего цвета. На фоне их резко выделяется особенная белизна младенца и мадонны, ее горностаевая мантия. Фуке писал портреты Карла VII и его советников. И хотя он был придворным живописцем, у него нет ни малейшей склонности к идеализации, приукрашиванию своих моделей. Монументальность, торжественность его портретов создаются особым, очень строгим, размеренным ритмом. При этом Фуке безжалостен в своей точности. Так, на портрете Карла VII (ок. 1445) стоит надпись — «Победоноснейший король Франции», а художник правдиво и точно изображает достаточно тщедушного и уж совсем не привлекательного героя, пресыщенного и сластолюбивого. Фуке любит писать людей, погруженных в свой внутренний мир, не замечающих зрителя и не смотрящих на него. В наследии Фуке много миниатюр, очень тонких и изящных по исполнению. Художник иллюстрировал и «Часослов Этьена Шевалье» (40 листов, 1452—1460), и «Жизнь знаменитых мужчин и женщин» Бокаччо (ок. 1458) и другие литературные произведения. Его миниатюры — своеобразный документ времени, свидетельство нравов, обычаев. Он любил показывать сцены городской, крестьянской жизни, толпу. И эпизоды из античной истории и библейские герои и современники изображались обычно художником на фоне природы его родной Турени — пологих холмов, лугов, рек, иногда перемежавшихся элементами исторической архитектуры. Его пейзажи лиричны, полны спокойствия, живописной мягкости. Творчество Фуке заложило основы дальнейшего развития прогрессивных тенденций французского искусства. Картины Фуке ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru