Илларион Прянишников картины, биография художника-передвижника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
29.04.2015 14:32 |
Илларион Михайлович Прянишников (1840— 1894)Илларион Михайлович Прянишников был сыном небогатого калужского купца. В 1866 году он окончил московское Училище живописи, ваяния и зодчества. С Москвой связана почти вся жизнь художника, и здесь написаны лучшие его произведения. Большое влияние имел на Прянишникова его старший товарищ по училищу В. Г. Перов.
Еще в годы учения Прянишников создает картину «Шутники» («Гостиный двор в Москве», 1865), написанную под влиянием пьес А. Островского. Обличая дикие нравы «темного царства», художник в то же время поднимал тему «маленького человека, традиционную для русского искусства XIX века. В 1870 году Прянишников становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и до конца жизни остается его приверженцем и активным деятелем. Одна из наиболее значительных картин художника — «Порожняки» (1882). Зябко скорчившись на крестьянских розвальнях, едет на побывку к родным студент. Будничный на первый взгляд мотив тем не менее раскрывает существенную сторону русской действительности, когда в науку и искусство пришли демократы-разночинцы и обострился интерес к народной жизни. Пейзаж с неярким морозным закатом усиливает настроение «дорожной тоски». В 1871—1872 годах Прянишников совместно с В. Маковским создает серию рисунков и картин на тему героической обороны Севастополя, в которых главное внимание художники уделяют правдивому изображению русских солдат. Возможно, такому решению батальной темы способствовало и личное знакомство Прянишникова с Л. Н. Толстым. В картине «Эпизод из войны 1812 года» художник изображает французов, захваченных в плен и конвоируемых русскими крестьянами. Жанровое решение исторической темы продиктовано стремлением художника-демократа показать войну не с официальной стороны, а в ее повседневности. В 1880-е годы Прянишников, всегда живо интересовавшийся народными обрядами и обычаями, создает большие «хоровые картины» с массовыми сценами: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел на престольный праздник» (1888). Ему принадлежит также ряд картин, где человек изображен в неразрывной связи с природой: «Ребятишки-рыбачки» (1882), «Воробьи» (1883), «Конец охоты» (1884). К числу лучших последних картин Прянишникова относится полотно «В мастерской художника» (1890;). С 1873 года Прянишников преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были А. Е. Архипов, В. Н. Мешков, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля и другие выдающиеся русские художники. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru