Анри Таможенник Руссо: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
23.01.2017 17:55 |
Обитатели парижского квартала, в котором жил Руссо, видели в нем чудака, а посетители Салона независимых (куда картины принимались без оценки жюри) от души веселились, глядя на его работы, и лишь немногие художники и поэты смогли оценить при жизни мастера все значение его творчества. Время подтвердило их правоту: для нас Руссо — один из самых крупных мастеров 20 века. Анри Жюльен Феликс Руссо родился в старинном французском городке Левале, в семье жестянщика. Во время учебы в лицее он интересовался по преимуществу поэзией и музыкой, а после окончания лицея прослужил несколько лет в армии, где был кларнетистом полкового оркестра. В конце 1860-х годов будущий художник обосновывается в Париже и вскоре получает место служащего таможни. Именно с прозвищем «Таможенник» он и войдет впоследствии в историю современного искусства. Самые ранние из сохранившихся его картин относятся к началу 1880-х годов; в это же время он начинает копировать в Лувре полотна старых мастеров (среди них — произведения Карпаччо, а также итальянские и нидерландские «примитивы»). В 1890-х годах Руссо уходит на пенсию и посвящает себя живописному творчеству. Но на жизнь он зарабатывает уроками музыки — покупателей на его картины в те годы не находится. Первыми, кто оценили его искусство, были известный поэт и драматург А. Жарри и живописец П. Синьяк. Позже он сближается с Г. Аполлинером, П. Пикассо и другими художниками-авангардистами. В 1908 году в мастерской Пикассо в Бато-Лавуар, знаменитом впоследствии общежитии парижской богемы, в честь Руссо был устроен банкет. Поэты читали посвященные ему стихи, а сам он играл на скрипке... Спустя два года Руссо умер в больнице для бедных от незаживавшей язвы на ноге — последствия его полуголодного существования. Одна из самых ранних картин Руссо — «Эпизод франко- прусской войны 1870 год» (1882) — свидетельствовала об оригинальности и силе его дарования и была написана еще в целом в рамках классической традиции. Но в последующих работах, в частности в «Автопортрете» (1890, Национальная галерея, Прага), Руссо предстает уже далеким от какой-либо традиционности. Его облик кажется здесь воплощением простодушия и одновременно исполнен особой, почти ритуальной торжественности. Художник изображен стоящим в воскресном костюме с палитрой и кистью в руках на фоне парижского пейзажа. И фигура, и пейзаж написаны с наивной непосредственностью народной картинки, не знающей «ученых» правил изображения. Но мы сразу же видим, что наивность эта не столь уж наивна — она является элементом какого-то законченного и впечатляющего стиля. Черная, уплощенная фигура четко вырисовывается на фоне ландшафта и образует с ним нерасторжимое целое. Светящееся небо с невесомыми облаками и воздушным шаром, ажурная вязь моста и виднеющейся вдали Эйфелевой башни, тонкий абрис домов с частоколом труб, корабль с паутиной снастей, расцвеченных флагами, — все это выглядит неправдоподобно ярким и по-детски чистым, утонченно-декоративным, застывшим и при этом полным странной жизни. Руссо видит все глазом, не вооруженным рациональным научным знанием — отсюда присущее ему сочетание точности деталей и неправильности рисунка, пропорций и перспективы. Но прежде всего он видит мир поэтическим зрением — отсюда внутренняя цельность и одухотворенность его композиций, каждый предмет в которых кажется индивидуальным и одушевленным существом. Известный французский литератор Жан Кокто позже определит творчество Руссо как «поэзию, написанную красками». При этом буквально точная передача натуры (художник иногда прибегал в портретах к обмеру моделей) и ее претворение в поэтический образ, в ослепительное, с оттенком ирреальности, видение в искусстве Руссо не противоречили друг другу. Он преклонялся перед непосредственной реальностью, но угадывал за ее чертами поэзию и тайну. Главным источником вдохновения Руссо была именно окружающая его обыденная действительность. Он писал сценки из своей военной жизни, прогулки в парках Парижа, речные ландшафты, деревенские улицы, свадьбы, крестины, портреты друзей (среди последних — символический портрет Г. Аполлинера и его музы «Муза, вдохновляющая поэта», 1909, ГМИИ). Иногда источником его образов служили лубок или фотография, с которой написана, например, картина «Повозка папаши Жюнье». При сравнении этой картины с прототипом особенно ясно видно, как в работах Руссо — словно подчиняясь воздействию невидимого силового поля — трансформируются реальные предметы и само физическое пространство и время. Умение видеть поэзию в обыденном не мешало художнику испытывать страстный интерес ко всему необычному и экзотическому. В те годы парижан волновала своей новизной техника, и особенно летательные аппараты: дирижабли (цеппелины), аэропланы, воздушные шары. Руссо почти всегда населяет небо своих парижских пейзажей какой-нибудь разновидностью этих аппаратов, а в картине «Вид у Севрского моста» (1908, ГМИИ) мы видим весь их набор. Но все же полный простор своему воображению и страсти к экзотике художник дает в откровенно символических и аллегорических композициях, подобных «Войне* (1894, Лувр); в таких картинах, как «Спящая цыганка» (1897, Музей современного искусства, Нью-Йорк) или «Заклинательница змей» (1907, Музей импрессионизма, Париж), воплощающих мир грез и подсознания, или в многочисленных изображениях тропических джунглей. Руссо любил рассказывать о том, как он побывал в Мексике во время армейской службы, однако биографы подвергают сомнению правдивость этих рассказов. Несомненно другое — его постоянные посещения парижских ботанических и зоологических садов, изучение ботанических атласов и почтовых марок. Но мир, который предстает в его картинах, при всей своей достоверности, воспроизводит реальность не атласов, а мечты. Самая известная картина этого цикла так и называется — «Мечта» (1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Руссо изобразил на переднем плане обнаженную женщину, похожую на индианку, и сопроводил картину поэтическим комментарием: «Тихо погрузившись в прекрасный сон, Ядвига внимает звукам дудочки доброго чародея, в то время как лунный свет отражается в чашечках цветов зеленеющих деревьев». Поверхность холста почти сплошь заполнена изображением тропической зелени. Остроконечные пики трав, разнообразной формы листья, цветы, плоды — все это кажется осязаемым и наполненным соком, светится, переливается оттенками ярких и чистых красок. Растения образуют утонченные декоративные узоры, накладываются друг на друга, создавая пространственные планы и стереоэффекты. В других картинах Руссо населял джунгли дикими зверями — загадочными существами, живущими своей, по большей части жестокой жизнью (например картина «Нападение ягуара на лошадь», ГМИИ). Созданные художником фантастические образы тропических лесов полны такой убедительности и жизненной силы, что нетрудно поверить в рассказы о том, что он открывал окна своей комнаты, чтобы не задохнуться от ядовитых испарений, или даже выбегал на улицу, спасаясь от воображаемых зверей. Не подчиненное каким-либо стилевым канонам, творчество Руссо пленяет и особой свободой образов, и богатством приемов и декоративных эффектов. В его работах чисто живописная лепка и свободные модуляции цвета, как на старинных гобеленах, соседствуют с иллюзорной трактовкой формы, предельное обобщение пластических объемов — с тончайшей прорисовкой деталей и сложными линейными узорами, неуловимые градации тонов — с резкими цветовыми контрастами. Упорным трудом художник добивался ощущения незамутненной, первозданной чистоты и светоносности своих красок и общей гармонии колорита. Надо сказать, что при всей своей «наивности* Руссо отнюдь не был человеком, стоящим «вне цивилизации» (хотя он порой мистифицировал в этом отношении своих друзей). Он осознавал своеобразие метода, которым пользовался, и сознательно отстаивал спонтанность и нетрадиционность своего стиля. (Характерна в этом плане известная фраза, сказанная им Пикассо: «Мы с тобой два самых великих художника современности, ты в египетском стиле, а я в современном».) Своим творчеством «Таможенник Руссо» утвердил право существования художников-примитивистов (впоследствии им давали различные названия: «наивные», «самодеятельные», «художники воскресного дня» и т. д.). Особое место Руссо в этом ряду обусловлено прежде всего присущей художнику широтой и многогранностью восприятия жизни, а также живописным мастерством, которое сближало его с выдающимися мастерами классического искусства. Н. АПЧИНСКАЯ Галерея картин Анри Таможенника Руссо ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru