Анри Фантен-Латур: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
07.03.2017 15:19 |
Анри Фантен-Латур (1836-1904)
Последняя треть прошлого столетия во Франции, которую в наше время часто называют эпохой импрессионизма, выдвинула многих интересных художников. Среди них были и те, кто не участвовал непосредственно в групповых выставках, но многими нитями был связан с импрессионизмом. Одним из таких художников был Анри Фантен-Латур. Друг Мане и Уистлера, тонкий ценитель музыки, он был одной из примечательных личностей своей эпохи, хотя и не примыкал ни к какому направлению и не продолжал никакой определенной живописной традиции. В отличие от его современников, история искусства пока немного уделила внимания Фантен-Латуру. Но его путь художника, ориентирующегося на изучение шедевров старого искусства, стремящегося передать в своих работах впечатления от музыкальных произведений, представляется особенно интересным для рассмотрения именно сейчас, так как в нем можно увидеть отражение художественной культуры того времени как целого, а не только развитие определенной живописной манеры. Господствовавший в середине нашего столетия взгляд на живопись последней трети прошлого века исключительно как на период развития и апофеоза импрессионизма и последующего за ним постимпрессионизма заставлял историков как бы не замечать художников, стоявших за пределами группы импрессионистов. А между тем без их творчества, без их поддержки вряд ли мог сложиться в Париже тот художественный климат, который сделал возможными и успешными искания импрессионистов. Ныне, когда в сложении представлений о минувших эпохах большую роль играет понятие культуры, включающее в себя и образы искусства, и взаимодействие разных его видов, и динамику художественной жизни, и тип отношений художника с обществом, и вообще социальные обычаи, искусство Фантен-Латура может получить новое освещение. В нем, как в зеркале, отражаются многие характерные черты всей художественной культуры того времени. Анри Фантен-Латур родился в Гренобле. Он начал учиться живописи у своего отца — художника Жана-Теодора Фантен-Латура. Потом в Париже его педагогом стал Лекок де Буабодран. Лекок де Буабодран (у него, кстати, учился крупнейший скульптор того времени Огюст Роден) применял собственную систему обучения живописи и рисунку, в которой основной упор делался на развитие зрительной памяти. Его мастерскую посещало не больше десяти-две- надцати человек, так как все те, кто стремился сделать карьеру, учились в Школе изящных искусств. Там одним из популярных преподавателей был Тома Кутюр, у которого учился, например, Эдуард Мане. Большое значение для сложения реалистической основы творчества Фантен-Латура имело его обучение у великого мастера демократического реализма Гюстава Курбе. Формирование же художественных взглядов Фантена происходило в парижском кафе Гербуа, где он познакомился с Эдуардом Мане. В парижской литературно-художественной жизни кафе играли особую роль, становясь центрами ежедневного общения определенных групп поэтов, журналистов, живописцев, своего рода кружков, где обсуждались политические события дня, складывались неписаные законы, формулировалось художественное кредо. Атмосфера этих кафе привлекала своей свободой, открытостью для всех желающих. Здесь юные, только что приехавшие в Париж начинающие художники могли прислушиваться к спорам мэтров, например, Кутюра и Курбе, встречавшихся в «Кабачке мучениковКафе играли важную роль в сложении нового искусства. Историк импрессионизма Джон Ревалд много внимания уделяет обстановке этих кафе, «где в течение нескольких минут создавались и разрушались идолы, где ни один высокий титул не был достаточно уважаем, чтобы избежать оскорблений, где логика зачастую подменялась страстностью, понимание — энтузиазмом». Впоследствии в 80-е годы живая непринужденная атмосфера кафе была отображена в солнечных полотнах Ренуара. Но первым, кто выразил дух, сложившийся в вольных кружках, был Фантен-Латур. Он не был новатором в живописи. Поэтому для выражения своих идей он избирал довольно традиционный жанр группового портрета. Но эти групповые портреты он писал, создавая своего рода триумф какой-либо идеи, живописную аллегорию того, что сплачивало единомышленников. Первой его картиной этого жанра была «В честь Дела- круа» (Париж, Лувр), написанная вскоре после смерти художника в 1853 году. В этой картине он написал почти всех тех, кто поддержал Эдуарда Мане после скандала, вызванного его картиной «Завтрак на траве» в Салоне отверженных (так называлась в 1863 году выставка тех произведений, которые не бы Ли приняты в официальный Салон). На портрете были показаны стоящие полукругом перед картиной Делакруа художественные критики Шан- флери и Бодлер, Дюранти, художники Легро, Бракмон, Уистлер, Мане и Фантен. Полотно вышло довольно темным, так как Фантен писал тени черными. Но художник послал его в Салон 1864 года, и оно принесло ему известность. Спустя несколько лет после работы, посвященной великому романтику, Фантен-Латур написал аналогичный групповой портрет, посвященный прославлению реализма и его главы — Гюстава Курбе, где он вновь изображает Мане, Бракмона, Дюранти, Уистлера и себя самого, а также английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти. Его картина «Мастерская в Батиньоле» была создана в честь его друга Эдуарда Мане, изображенного в мощен? работы над портретом художественного критика Закари Астрюка и окруженного своими друзьями, художниками и литераторами. В картинах Фантена можно увидеть все его привязанности, всю широту его интересов. Благодаря дружбе с Уистлером он несколько раз посещал Англию и соприкасался с тамошней художественной жизнью. В 1869 году он начал работу над картиной, вдохновленной интересом к Японии, японскому искусству, охватившим многих художников того времени. Это был интерьер с обнаженной фигурой, изображенной со спины и держащей японский веер. На полях подготовительного этюда была запись: «На японских книгах японская шкатулка, японские эстампы и кимоно Уистлера (висит в глубине на стенке)». С начала 70-х годов основную область работы Фантена начинают составлять натюрморты. Но когда он писал цветы, он как бы портретировал их, достигая большой тонкости и задушевности. Его мастерство «живописца цветов» было общепризнанным, особенно увлекались натюрмортами Фантена коллекционеры в Англии. Фантен-Латур работал много и акварелью, и в графике. Акварельные портреты он часто начинал с рисунка пером, а затем пятнами китайской туши вводил в них контрасты черного и белого. И в живописи, и в графике, продолжая традиции романтизма, Фантен-Латур часто делал автопортреты. Напряженность внутренней жизни раскрывается в одном из ранних его графических автопортретов, где он изобразил себя стоящим за рабочим столом. Многие его работы были своеобразными иллюстрациями к произведениям Шумана, Берлиоза. Как писал один из критиков наших дней, Фантен брал «саму материю звука и претворял ее в изящные, тесно сплетенные с тенью и светом формы, где она становилась лишь волнующим и сияющим излучением... Не обусловлена ли в какой-то мере эта странная чарующая техника теми мощными новациями, которые гений Вагнера начал открывать во Франции некоторым посвященным? » К.БОГЕМСКАЯ Галерея картин ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru