Морис Утрилло (Utrillo): картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
26.09.2023 02:24 |
Картины Мориса Утрилло
Морис Утрилло (фр. Maurice Utrillo, 25 декабря 1883 - 5 ноября 1955), – выдающийся французский живописец-постимпрессионист. Признанный мастер городского пейзажа. Творчество Мориса Утрилло значительно обогатило французскую пейзажную живопись начала XX века. Вместе с Марке и Боннаром Морис Утрилло принадлежал к поколению, сменившему в области городского пейзажа художников-импрессионистов. Не примкнувший ни к одному направлению, получавший уроки только у своей матери Сюзанны Валадон, Утрилло в своем творчестве создал свой собственный образ Парижа, мир, пронизанный чувством одиночества и скрытой тревоги. До 1906 года художник подписывал свои работы как Морис Валадон, затем остановился на имени усыновившего его, когда он был восьмилетним мальчиком, друга его матери испанца Мигеля Утрилло-и-Молинс. Поначалу занимаясь искусством под давлением матери, старавшейся приохотить сына к какому-то ремеслу, Морис вскоре увлекся живописью: всю жизнь она помогала ему преодолевать тоску и безнадежность. Наиболее интересный и плодотворный период в искусстве Мориса Утрилло— это 10-е годы нашего столетия. Ранее наиболее оригинальными были у него изображения французских соборов, мощных, давящих своей тяжестью; они вдруг зажили на холстах живописца своей самостоятельной жизнью. Но мировую славу принесли Морису Утрилло виды Монмартра. При всей поэтической обыденности Монмартр в интерпретации Утрилло постоянно вызывает чувство щемящей горечи. Утрилло великолепно чувствует фактуру оштукатуренных стен, камня, шероховатого песчаника. Художник – настоящий мастер в изображении древних соборов из натурального камня. На полотнах природный камень предстает изъеденный временем, Утрилло передает специфическую насыщенность тона камня, текстуру и фактуру природного материала. Чтобы живописно передать все это, он пишет не просто маслом, но мешает его с песком, добавляет клей, известь, накладывает кусочки мха, листики бумаги. Он работает пастозно, густо, порою наносит краску на холст ножом, разглаживает ее пальцами. С помощью белого цинка, желтого хрома, кобальта, вермийона, темного краплака художник создает утонченную, деликатную и очень насыщенную цветовую гамму. Упрощая реальные формы, Мориса Утрилло сводит очертания предметов к их основе, свободно обобщает контур. Часто на первом плане изображена плоскость ограды или стены дома. В контрасте с этой весомой, фактурно выявленной поверхностью очертания уходящих в глубину строений и редких деревьев приобретают особенную остроту. Живописные пятна чередуются с резкими графическими линиями, вертикали с горизонталями, объемы с пустотами. Пейзажи Утрилло одухотворены болью, страданиями человека; мертвые формы, которые создает он, способны чувствовать и тосковать. Пространство замкнуто, заковано, сдавлено стенами, взгляд всегда упирается в тупик, из которого нет выхода. Но это оцепеневшее пространство, где время словно остановилось, полно тревоги, но конкретно и ощутимо. После первой мировой войны в искусстве Утрилло наблюдаются некоторые изменения. Тема Монмартра продолжает оставаться главной, хотя и разнообразится рядом новых мотивов. Колорит же становится менее сдержанным, более светлым, звучным, поли- хромным. Краска кладется тоньше, начинает блестеть на холсте. Теперь Утрилло особенно любит писать город в праздничные дни, когда он разукрашен трехцветными флагами, яркими полотнищами и афишами. Художник начинает замечать цветы на балконах, красоту раскидистых крон деревьев, свежие чистые хлопья снега на крышах и мостовых («Кабачок «Резвый кролик»). Однако регулярная организованность композиции, тяготеющая подчас к симметрии, возрастающая сухость контура со временем начинают придавать его работам некоторую схематичность и жесткость. Но даже в поздних произведениях Утрилло с их резкой геометризацией линий, плоскостностью объемов есть удивительная привлекательность. Плоскостность придает архитектуре в его пейзажах стран ный оттенок декораций, а миру — некое сходство с театром марионеток, чаще всего грустным, но в то же время трогательным и в чем-то наивным. Признание пришло к Утрилло поздно, когда он уже сказал в своей живописи все, что хотел и мог сказать. Старый Монмартр умер, и вместе с ним ушло вдохновение его «портретиста». Темы, которым художник преданно, с такой любовью служил своей кистью в годы творческого подъема, были исчерпаны, и позже пейзажи его, регулярно появляющиеся на выставках, стали казаться странным анахронизмом, чем-то давным-давно пережившим свое время. Последние десятилетия жизни Утрилло творчески были целиком замкнуты прошлым. Литература.
|
E-mail: pavelin@mail.ru