Альберт Кейп картины |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
05.07.2017 15:36 |
Кейп (Cuyp) Альберт. 1620-91, голландский художник; один из выдающихся пейзажистов. В творчестве Кёйпа преобладают морские и речные пейзажи, виды Дордрехта, портреты на фоне пейзажей, натюрморты, бытовые и анималистические сценки. Имя Альберта Кейпа не назовешь в ряду первых голландских живописцев, рядом с Рембрандтом, Вермеером Дельфтским, Хальсом. Но мастерство этого художника все же столь высоко, что работы его считают за честь иметь крупнейшие картинные галереи мира. Есть они и у нас — в ленинградском Эрмитаже и в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Кейп был родом из Дордрехта, и там прошла почти вся его жизнь. Происходил он из семьи живописцев. Отец его, Якоб Геррите Кейп, был весьма одаренным портретистом, мастером бытовых сцен и живописи на библейские темы. Сын тоже выступал в этих жанрах, но главным было для него иное — пейзаж и анималистическая живопись. Первые его пейзажи напоминали несколько работы Яна ван Гойена своей светлой гаммой красок. Они были непритяза- тельны и скромны и не принесли славы их автору. Постепенно складывается самобытный стиль пейзажей художника, появляется столь характерная «кейповская» золотистая дымка. Кейп любит прозрачные дали неба и водные пространства, солнечную, светлую атмосферу. Пейзаж дается в полсилы, как бы тает в воздухе, а все предметы на первом плане — более рельефно, плотно. Мотивы утра, когда солнечный свет по-особому нежен и трепетен, очень часто встречаются в картинах Кейпа. Он тонкий и оригинальный интерпретатор жизни природы. Не случайно его работы так любили английские живописцы XVIII и XIX веков. Им была близка его скромность, естественность, поэтичность. Очень типичны для Кейпа картины, где на первом плане, обычно у воды, изображено стадо коров. В них, как правило, доминирует высокое небо и есть ощущение величавости. Они по-своему монументальны и даже торжественны («Закат на реке», «Коровы»). При всей внешней красоте картины Кейпа сложны по чувствам, которые они рождают у зрителя. Э. Фромантен в своей книге «Старые мастера» говорил о том, что Кейп может быть воздушным и массивным, нежным и грубым. Художник работал чрезвычайно много. Естественно, что не все в его наследии равноценно. Много вещей проходных, случайных, для своего времени стандартных. К тому же в 60-е годы искусство мастера претерпевает заметные изменения. Его картины становятся более условными, непосредственность наблюдения, живость чувства почти совсем пропадают. Зато усиливаются черты рациональности, театральности. Кейп пишет многочисленные репрезентативные работы, в которых пышные камзолы кавалеров и изысканная масть серых в яблоках лошадей сопоставляются чрезвычайно эффектно. Именно такого рода произведения принесли ему успех среди сограждан. Они еще более увеличили уважение дордрехтских бюргеров к процветающему владельцу усадьбы и члену го родского и церковного управлений. Получив наследство отца, «приплюсовав» к нему богатое приданое жены, Кейп заметно увеличил свои доходы. Подобная «эволюция» не была исключением в истории голландского искусства тех лет. Немногие устояли под напором соблазнов буржуазного благополучия, сохранили верность своему искусству. Ведь именно в Голландии, где рано оформилось буржуазное общество, уже тогда проявилось и противоречивое положение искусства в этом обществе. Но этот Кейп сегодня не волнует. Тогда как Кейп 1650-х годов по-прежнему привлекает своей непосредственностью, свежестью, незаурядным живописным мастерством. 1970 Картины Кейпа ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru