Борис Григорьев: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
07.09.2017 13:42 |
Творчество Бориса Григорьевича Григорьева (1886-1939)
Самостоятельное и необыкновенно яркое дарование Бориса Григорьева проявилось очень рано — еще в годы ученичества, сначала в Строгановском училище у Д. А. Щербиновского (1903—1907), а затем в Академии художеств у Д. Н. Кардовского и А. А. Киселева (1907 —1912). Не случайно много лет спустя в тексте к альбому «Расея» (1918) Григорьев вспоминал о «божественной линии» своего первого учителя Д, А. Щербиновского — именно стремление к безупречности линейного очерка сделалось основой его собственной манеры, его индивидуального стиля. Сочетание гибкой, нарочито непредсказуемой в своем движении — и слегка кокетничающей этой непредсказуемостью — линии с неожиданно возникающими серебристыми пятнами карандашной растушевки, намекающей на объем, — признак, по которому безошибочно узнаются графические листы Григорьева. Слегка бравирующий артистизм, отточенное мастерство приема, прихотливая свобода линейных хитросплетений, оборачивающаяся абсолютной завершенностью и логической выверенностью целого, — эти черты свойственны как парижским работам 1912—1914 годов, вызывавшими восхищение А. Н. Бенуа («У зебр. Зоологический сад», «Гарсоны», «В ресторане», «Модный танец», «Музыканты»), так и листам более поздних серий «Расея» и «Женщина» (последние были изданы в альбоме «Intimite», 1918). Внимание к рисунку, рациональность композиционных построений выдают в Григорьеве ученика Кардовского, культивировавшего в своей педагогической системе уверенное владение прежде всего линейной формой, — правда, академическим штудиям, столь популярным среди учеников Кардовского, Григорьев предпочитал натуральный рисунок, привлекающий его раскрепощенностью возможностей, свободой варьирования образных средств. Будучи графиком, рисовальщиком по самому способу быстрого «схватывающего» восприятия мира, Григорьев с одинаковой свободой и раскованностью владел всеми техниками — маслом, темперой, акварелью; его живописные портреты, пейзажи и композиции не уступают в остроте и качестве произведениям графическим. В 1913 году Григорьев становится членом творческого объединения «Мир искусства». На мирискуснической выставке 1918 года, устроенной в античных залах Академии художеств, им было представлено 95 произведений живописи и графики, среди которых портреты М. Ясной, Д. Толстого, М. Добужинского, Б. Кустодиева, рисунки из циклов «Расея» и «Женщина». Однако творчество Григорьева далеко от мирискуснического «канона»: стадиально оно связано уже со следующим этапом развития русского искусства. В работах Григорьева романтическая ирония и романтическое прекраснодушие, столь свойственные мирискусникам «перво го этапа», сменяются откровенным гротеском, нередко окрашивающим как сцены российского быта («Расея»), так и лики Парижа в тона мрачной безысходности. Особую страницу творчества Григорьева составляют его многочисленные портреты — немалая часть их хранится в советских собраниях: портрет Ф. И. Шаляпина (1918, Музей-квартира И. Бродского), портрет А. М. Горького (музей А. М. Горького, Москва), портреты А. А. Коровина и В. Э. Мейерхольда (оба — 1916, ГРМ). Им свойственны зоркость и острота видения, а одновременно с тем — чуть позирующая эффектность пластических решений. Черный гротескный силуэт Мейерхольда на багровом фоне причудливых декораций впрямую связывает портрет с театрально-мисте- риальной поэтикой — перед нами актер, лицедей в плену собственной маски. Григорьев оказался на Западе в 1919 году. Для западного зрителя он стал воплощением истинно русского художника, создавшего авторский миф о своем народе. Теперь, из перспективы исторического времени, мы видим, что искусство Григорьева принадлежит русской культуре и при всей индивидуальной неповторимости и остроте связано с рядом тенденций в живописи и графике 1910-20х годов. Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Галерея картин Бориса Григорьева ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru