Роберт Фальк: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
01.02.2018 19:24 |
Творчество художника Роберта Фалька (1886-1958)Наследие Фалька — одна из самых значительных страниц русского и советского искусства, оно принадлежит истории, но интерес к нему никак нельзя назвать академическим. Отношение к творчеству Фалька — это отношение к творчеству художника необычайной актуальности. Фальк волнует нас своим мастерством и своей личностью, верой в искусство и ответственностью перед ним, недекларативной и глубокой верностью своим принципам — творческим и моральным — и во время славы, и в годы непризнания; способностью к обновлению и цельностью на протяжении всего жизненного пути. Роберт Рафаилович Фальк происходил из интеллигентной и образованной московской семьи, соединившей в себе русскую и немецкую культурные традиции. В 1905 году, к огорчению родителей, предпочитавших видеть будущее сына более стабильным, чем это может обещать жизнь художника, и к отчаянию преподавательницы музыки, считавшей, что ее талантливый ученик делает непоправимую ошибку, Фальк поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Своими учителями Фальк всегда называл В. А. Серова и К. А. Коровина, школа которых заложила основу его творчества. Его живопись студенческих лет наполнена игрой света и цвета. Форма растворяется в цвете — через подобный этап импрессионизма прошли почти все его сверстники. Фальк покидает Училище в 1910 году; в том же году вместе с группой молодых художников — Михаилом Ларионовым, Петром Кончаловским, Ильей Мешковым, Аристархом Лентуловым, Александром Куприным и Василием Рождественским он создает новое художественное общество «Бубновый валет». Русское искусство начала нашего века, — может быть, самая сложная, противоречивая, но яркая и блестящая страница его истории. Огромное количество направлений, объединений и группировок, сменявших одна другую, отрицавших и враждовавших друг с другом, решало, в сущности, одну задачу — задачу обновления художественного языка, поисков искусства, адекватного тревожному, полному предчувствий перемен, времени. В выставках «Бубнового валета» участвовали почти все художники русского авангарда, здесь можно было увидеть и работы немца Франца Марка, и французских художников Пикассо, Глеза, Руссо, Синьяка, Делоне, Леже, Матисса. Художники объединения в борьбе с традиционной условностью формы и цвета прибегали к нарочитому огрублению живописи, даже намеренному «эпатированию» публики. Родство своему искусству они находили в лубке, декоративизме провинциальных городских вывесок, а с другой стороны — в творчестве европейских новых мастеров, прежде всего Сезанна. В декоративной плоскостной живописи Фалька можно видеть реакцию на юношеский импрессионизм. Вскоре на смену бурному периоду утверждения приходит время более углубленного и спокойного анализа предметов, логики их построения. «В этот период я любил яркие контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской... В какой-то мере я отдал дань кубизму, многие мои вещи того времени отличаются сдвигами формы. Но это не был логический прием конструктивизма, а я стремился сдвигами форм акцентировать эмоциональную выразительность», — говорил Фальк. Эмоциональное начало всегда присутствовало в фальковской живописи, окрашивая своеобразным лиризмом даже работы, ближе всего приближающиеся к кубизму. К началу двадцатых годов художника все более начинают привлекать пространственные отношения предметов, пластика и среда, их окружающая. «Живопись — не изобразительное, а пластическое искусство», — утверждает Фальк. Усложняется и живописная система, появляется сложная многослойность живописи, идущая во многом от старых мастеров, Рембрандта более всего. В одной из лучших картин — «Красная мебель» (1920) — сгущенное, напряженное пространство и овладевшие им предметы, погруженные в собственное самостоятельное существование, и взрывная экспрессия цвета. В 1928 году Фальк едет во Францию. Парижское десятилетие (1928—1937) было одним из самых плодотворных и счастливых периодов в творчестве Фалька. Миновал некоторый творческий кризис, пережитый во второй половине 20-х годов, «отвалилась та твердая кора на глазах и на нервах, которая делала восприятие статичным и прозаичным». Новые впечатления, новые душевные состояния, подчас мимолетные и неопределимые, требуют иного средства выражения, новой манеры и даже новой техники. Парижский период богаче всех иных отражен в акварелях Фалька. И в этой технике он остается прежде всего живописцем, наделяя ее живописной сложностью, напластованием красок и даже валерностью. Темп работы акварелью, требующий необычайной точности, но и позволяющий воплощению следовать сразу же за ощущением, делает акварели Фалька взволнованными и непосредственными. В его живописи — чувство кристаллизованное, в акварелях — неопределенное и неуловимое. Его собственное сравнение живописи с романом и акварели со стихами очень точно определяет смысл и задачи каждой из техник. После недолгого перерыва, когда в начале войны художнику казалось, что в это трагическое время никто не нуждается в его творчестве, Фальк вернулся к живописи. Его темы —- это портреты, натюрморты, пейзажи, люди и предметы, окружающий мир. Среди портретов не было заказных. Модель привлекала внутренней близостью либо своей характерностью, своим человеческим типом. К портретам принадлежат лучшие из созданий Фалька, такие как «В белой шали» (1947), где драгоценная многослойность мазков создает невиданно сложную и трепетную живописную материю, пронизанную огромной духовной силой. Поздние натюрморты Фалька, составленные из немногих, часто очень простых предметов — картошки, крынок — исполнены той возвышенной простоты, какая может быть только следствием душевной мудрости и проникновения в суть явлений. Фальк писал портреты, в которых стремился довести лицо до лика, опуская случайное и выявляя основное. Тихая жизнь вещей превращалась мастером в драматическое «пластическое событие». Его волновала передача ощущения света и световоздушной среды. Он писал Бретань, «где небо влажно, как море, а океан безбрежен, как небо»; любимый, как никакой другой город, Париж, непарадный меланхолический Париж небольших улочек, старых мостов и сизых сумерек; четкий ритм деревьев на набережных Тулона; самаркандские купола на фоне сухого сине-фиолетового неба; ясный день в Ленинграде и солнце в Загорске. Со всем, на чем бы ни останавливался взгляд художника, его связывает некое «избирательное сродство». Он романтичен в отношении к будничному, неизменно скрывающему в себе возвышенное. Даже в заурядном нет прозаичности, поскольку на все изображаемое проецируется высокая одухотворенность художника. «В живописи Фалька, — сказал М. В. Алпатов, — самое главное не то, как ложатся мазки и цветовые пятна (хотя известно, сколько труда он положил на то, чтобы их подчинить своей воле). Главное это то, как они таинственно преображаются в признаки духовного величия человека, каким образом мы, свидетели этого превращения, приобщаемся через них к самым высоким ценностям искусства». Галерея картин Роберта Фалька ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru