Лентулов: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
10.10.2018 14:26 |
Творчество Аристарха Васильевича Лентулова (1882—1943)Обычно мы говорим о «ярком таланте» художника в метафорическом смысле, но в применении к Лентулову это определение приобретает свой подлинный, буквальный смысл. «Русский Ярило» — так называл художника критик Л. Варшавский. Александра Бенуа пленял в нем «прекрасный красочный дар». Лентулов воспринимал окружающую действительность через цвет, тон, насыщенный свет. Этот восторг перед красками мира художник с особой яркостью воплотил в своих полотнах, посвященных Москве. Но круг его тем не был замкнут, столь же увлеченно он писал и среднерусскую природу, и юг, и индустриальные пейзажи, которые были характерны для советской живописи 1930-х годов; его натюрморты всегда отмечены большой композиционной и цветовой выразительностью, не раз обращался Лентулов и к портрету. Аристарх Васильевич Лентулов родился в семье сельского священника в одном из сел Пензенской губернии. Специальное художественное образование он получил сначала в Пензенском, а затем в Киевском художественном училище (1897—1907). В течение следующих двух лет он занимался в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге, потом в студии Ле Фоконье в Париже. В 1910 году художник обосновался в Москве. Десятые годы в творчестве Лентулова связаны с «Бубновым валетом». Он был одним из организаторов этого художественного общества, участником всех его выставок. Этот период в творчестве Лентулова отмечен прежде всего увлечением большими декоративными панно, где художник дает полную свободу своей любви к открытому цвету и буйной фантазии. В. Маяковский писал о Лентулове и его единомышленниках: «Плеяда молодых русских художников уже начала воскрешать настоящую русскую живопись, простую красоту дуг, вывесок, древнюю русскую иконопись безвестных художников». Лентулова в эти годы влекло и к московской архитектуре, образ которой он воплощал с помощью причудливо-сложных цветовых и фактурных построений («Василий Блаженный», 1914; «Звон», 1915; «У Иверской», 1916). «Василий Блаженный» — это живописное воплощение удивительного восхищения художника перед «каменным нагромождением предков». Художнику хотелось, по свидетельству М. А. Лентуловой, воплотить собор «как бы сразу отовсюду, со всех сторон». Он улавливал в русских храмах и колокольнях какие-то особые черты — чудесную сказочность, стремление русских зодчих воплотить в камне и дереве неземную, дивную красоту. Ведь и возводились эти храмы когда-то «на удивление», «на диво». Лентуловская энергия «смотрения» в чем-то сближалась со зрительным гиперболизмом Маяковского. На смену открыто фольклорным устремлениям в творчестве художника первой половины десятых годов приходит тяготение к сфере театральной. Лентулов оформляет постановку «Виндзорских проказниц» в Камерном театре (1915), делает макет постановки «Демона» Рубинштейна в Экспериментальном театре (режиссер А. Таиров, 1918). И не случайно уже после Октябрьской социалистической революции, когда действительность позвала живопись на улицу, увлекла идеалом всенародного зрелища, среди первых, кто откликнулся на этот зов, был Лентулов, создавший праздничное оформление Театральной площади и Большого театра к первой годовщине Октября. Лентулов развивался вместе со временем. Он искренне и ото всей души хотел быть художником, отражающим современность. В 1926 году Лентулов становится членом АХРР, а затем, в 1928 году, вместе с И. Грабарем, А. Осмеркиным, С. Герасимовым и другими организует Общество московских художников (ОМХ). Живописный язык Лентулова в эти годы меняется, становится более ясным и простым. Он много работает в области пейзажа. В 20-е годы им были написаны известные полотна «Ай-Петри» (1926), «Закат на Волге» (1928). С начала 30-х годов Лентулов интенсивно работает в области индустриального пейзажа. Темперамент художника, острое вйдение позволяют ему создать интересные монументальные пейзажные образы («Крекинг нефтеперегонного завода», 1931). В портретных произведениях Лентулова психологическая характеристика стала преобладать над чисто живописной, свойственной его ранним работам в этом жанре (портреты Е. С. Карензиной, 1923; В. Г. Дуловой, 1940). В течение всего творческого пути Лентулов оставался выдающимся мастером натюрморта. Его работы «Перец и капуста» (1933), «В эвакуации» (1942) отмечены волшебным даром живописного перевоплощения простых вещей в удивительные и невиданные. Вся творческая жизнь Лентулова связана с работой в театре. В 1923 году им была создана цветовая партитура к исполнению «Прометея» Скрябина в Большом театре. Музыкально-цветовое единство в декоративных решениях театральных постановок «Испанского священника» Флетчера, «Сказок Гофмана» Оффенбаха принесли Лентулову заслуженную известность. Много сил отдано было Лентуловым педагогической работе. Он преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, а с 1937 года и до конца жизни был профессором Московского художественного института. Картины Лентулова ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru