Жан-Луи Форен: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
27.01.2020 15:31 |
Творчество художника Форена (1852—1931)Автопортрет Когда граф де Тулуз-Лотрек познакомил своего сына Анри, будущего художника, с Фореном, тот был уже известной фигурой. Его знали и в светских и в артистических кругах. Успех Форену принесли многочисленные зарисовки, посвященные парижским развлечениям — вернее, изнанке этих развлечений. Кулисы оперы, быт публичных домов, мелкие подробности существования стареющих жуиров и бедных художников — вся эта неприглядная и прозаическая сторона «веселой жизни» приобрела в рисунках Форена неожиданную остроту. Это было ново. Молодому Тулуз- Лотреку очень понравились работы Форена, он увидел в них отталкивающий и притягательный мир, трактованный с иронией и сарказмом.
Влияние Форена на Тулуз-Лотрека несомненно. Об этом есть свидетельства современников, да и самого художника. Другое дело, что Анри Тулуз-Лотрек был бесконечно талантливее Форена и сумел гениально воплотить то, что в творчестве Форена лишь намечено. Искусство последнего послужило почвой, на которой расцвел новый и необычный цветок. Жан-Луи Форен родился в Реймсе в семье художника-декоратора, вернее — маляра высокой квалификации. Его отец был большим мастером своего дела: он мог имитировать мрамор, бронзу, дерево, создавал скромными средствами роскошную и богатую отделку интерьера. Когда семейство переехало в Париж, мальчика отдали в школу, но изучение латинских вокабул шло у него вяло. Гораздо лучше обстояло дело с художественным образованием. Первым учителем Форена был некий Жаксон де Шеврез, ученик Делароша. Под его руководством молодой Форен овладел навыками академического рисунка и композиции, вызывая недовольство учителя своими порывами как-то оживить сухую академическую схему. «Слишком рано, слишком рано», — ворчал Жаксон при каждой такой попытке. Талантливого юношу заметили: великий Карпо пригласил его в свою мастерскую и начал обучать скульптуре, кто-то познакомил его с офортами Гойи, которыми тогда увлекались Э. Мане и его друзья. Постепенно Форен, работая «в графике, вырабатывает свою манеру и свой круг сюжетов. В 1876 году он дебютировал своими рисунками в журнале «Ла Краваш», и с этого времени начинается его карьера журнального рисовальщика. Рисунки Форена регулярно появляются в периодической печати в многочисленных юмористических и просто иллюстрированных журналах — «Журналь амюзан», «Рир», «Курьер Франсе», «Вн па- ризьен», «Фигаро». Выходят они и в виде альбомов и серий. В этих рисунках Форен продолжает традиции Домье и Гаварни. Их нельзя назвать карикатурами в собственном смысле слова: художник ничего не преувеличивает и не искажает. Но это и не просто жанровые зарисовки — в них резко чувствуются авторское отношение, ирония, сарказм. Рисунки Форена, всегда сопровождаемые остроумной подписью, кажутся маленькими новеллами: они искусно сочинены, отделаны, все несущественное отброшено, оставлены лишь немногие характерные детали. Подписи к рисункам Форен всегда сочинял сам. Конечно, в основе творчества журнального рисовальщика лежит работа с натуры — причем не тщательная штудия, а мгновенная зарисовка. Форен много рисовал на улице, в кафе, в театре, фиксируя беглые впечатления, характерные сценки, неожиданные ракурсы. Зоркость взгляда и точность штриха у него необыкновенные. Успех Форена в области журнального рисунка побудил его затеять собственное издание. В 1889 году выходит несколько номеров журнала «Ле Фифр», в котором Форен был и издателем, и художником, и литературным автором. Между прочим, это издание высоко ценил Ван-Гог и был очень благодарен за присылку ему комплекта этого журнала. «Ле Фифр» просуществовал недолго, но Форен не оставил мысли об издательской деятельности и позднее совместно с известным графиком Каран д'Ашем начинает издавать сатирический листок «Псст!» (1898—1899). Одновременно с деятельностью рисовальщика Форен продолжает заниматься Живописью. В 1884 году в Салоне появляется его картина «Буфет», за которой следуют другие полотна, посвященные монмартрским развлечениям. Художник входит в круг импрессионистов, участвует в их последних выставках, становится верным спутником и учеником Дега. Впрочем, учеником Дега его можно назвать лишь условно: старший мастер вообще не любил никого учить, но влияние его на Форена-живописца было решающим. Именно от Дега идет у Форена пристрастие к неожиданным ракурсам, к срезанной, как бы случайной композиции, к сдержанной цветовой гамме. Да н сам круг сюжетов определен творчеством Дега («Бал в Опере»" и т. д.). И вероятно, не без воздействия Дега Форен обратился к офорту — области, в которой он сумел создать несколько подлинных шедевров. Галерея картин Форена ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru