Петр Уткин: картины и биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
30.01.2020 14:01 |
Творчество Петра Уткина (1877—1934)В 1907 году в Москве под покровительством респектабельного художественного журнала «Золотое руно» открылась выставка «Голубая Роза», положившая начало недолгому объединению под тем же изысканным названием. Его участники — выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества (среди них были Кузнецов, Сарьян, Сапунов, Фонвизин, Уткин, Матвеев) - показали себя как программные художники-символисты, соприкасаясь в своем творчестве с исканиями поэтов-символистов — Минского, Бальмонта, Блока, Белого и других. Для всех них "голуборозовский" период явился краткой страницей в их дальнейшей творческой судьбе, и лишь для Петра Саввича Уткина он оказался определяющим. Среди Художников этой группы он выделялся спокойной уверенностью в правильности избранного им пути. Его не привлекала полемическая резкость выступлений, он не пытался «припугнуть» зрителя экстравагантной мистикой или чрезмерно туманной символичностью образов. И все это свидетельствовало о внутренней оправданности, об искренности его художественного самовыражения, об убежденной последовательности. Между тем творчество Уткина мало известно, в частности, потому, что значительная часть его произведений погибла во время пожара в его мастерской в 1914 году. Тем не менее этот художник достоин особого внимания и не только в силу принадлежности к плеяде мастеров, чьи картины ознаменовали наступление нового периода художественной истории, но и благодаря индивидуальной значительности своего живописного творчества. Петр Саввич Уткин родился в Тамбове, через год семья переехала в Саратов, который к концу XIX века стал культурным центром Среднего и Нижнего Поволжья. Достаточно сказать, что в 1885 году здесь открылся первый в России провинциальный Художественный музей им. А. Н. Радищева, при котором было организовано рисовальное училище. Посещая с 1892 года училище, где в свое время занимались В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов, А. Матвеев, Уткин писал почти исключительно пейзажи, в основном — волжские виды. С этим связаны и первые его художественные увлечения пейзажистами XIX века: барбизонцами и Коро (с их произведениями он познакомился в залах Радищевского музея). В 1897 году Уткин уже занимается в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классах Серова, Коровина и Левитана. Здесь постепенно складывается группа молодых живописцев во главе с Уткиным и Кузнецовым, которые позднее выступят с выставкой «Голубая Роза». В период 1903—1908 голов Уткин создает такие произведения, как «Любители бури», «Сон», «Торжество в небе». Мир его полотен ничем не связан с повседневной жизнью — это мир сугубо внутренний, лирически-эмоциональный. Художник избирает темы с тревожным мистическим оттенком, сводит все цветовое богатство к сдержанному тональному диапазону, пытаясь достичь максимальной выразительности в пределах ограниченного использования цвета. Большое внимание уделяет он самой живописной фактуре, организованности мазка, цветового пятна, «валерности» тонов. В 1909 году польский магнат Я. Е. Жуковский пригласил художников Уткина, Кузнецова, Лансере, скульптора Матвеева для оформления своего крымского имения «Новый Кучукой». Там Угкин работает до 1912 года. Он выполняет росписи фризов, плафонов, стен, в основном, орнаментального характера. Изобразительно-декоративные мотивы — медузы, морские волны, ветки, венки — обладают наивной условностью. Росписи отличаются тончайшей линейностью и нежной цветовой гаммой. Работая над оформлением виллы, мастер одновременно создает большое количество пейзажей, которые, собственно, и определяют его творчество этого периода. Мотивы многих пейзажей выбраны в парке виллы. Художник находит все новые и новые оттенки лирического образа, не разнообразя сюжетного репертуара. Так, он создает серию этюдов, которая подкупает искренностью поэтического видения, углубленной созерцательностью. Показательны в этом плане две его композиции: «Крымский этюд» и «Крым. Новый Кучукой». Здесь изображен один и тот же пейзажный мотив — вид парка с лестницей, украшенной скульптурами Матвеева. Первый из них — ночной пейзаж, второй — солнечный, ясный; рядом они выглядят как полярные по внутреннему состоянию. В них особенно наглядно выступает богатство живописной и эмоциональной нюансировки в пределах одной изобразительной темы, чем так привлекательно все творчество Уткина. После 1918 года художник, в основном, посвящает себя педагогической работе: сначала (1918— 1932) в Саратовских свободных государственных художественных мастерских, а затем — с 1932 по 1934 год — в Ленинградской Академии художеств. Проникновенной эпитафией мастеру звучат слова Петрова-Водкина, который писал: «Зная Петра Саввича на протяжении более чем 30-ти лет, я не помню момента... срыва в нем... озаренного мироощущения. И в своих работах он оставил это изящное, в лучшем смысле этого слова, деликатное чувство любви и всеприемлемости мира». Галерея картин Уткина ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru