Джордж Ромни: картины, биография выдающегося портретиста |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
27.03.2020 15:14 |
Творчество Джорджа Ромни (1734-1802)Среди блестящей плеяды портретистов Англии XVIII века Джорджу Ромни, по общему признанию, принадлежит место подле великих мастеров — Гейнсборо и Рейнольдса; причем, с последним Ромни не раз успешно «скрещивал шпаги», портретируя тех же представительниц высшего света, которых запечатлел Рейнольдс на своих полотнах. Счастливое умение художника передать женственность, независимую непринужденность своих моделей в сочетании с высокими колористическими достоинствами картин создали ему прекрасную репутацию и это привлекало многочисленных заказчиков в мастерскую Ромни. Он мог выявить внутреннюю значительность своей модели, не нарушая ее подчеркнутой в портретном изображении отстраненности от зрителя, намеренной отчужденности; внешняя обаятельность запечатленных им аристократок контрастирует с властностью, рационалистичностью; кокетливость — со сдержанностью. Джордж Ромни родился в небольшом местечке графства Ланкашир, некоторое время учился в мастерской отца (столяра и резчика по дереву), с 1755 года обучался у провинциального живописца Эдуарда Стиля в Кендале. Перебравшись в Лондон в 1762 году, Ромни успешно развивает полученные навыки модного портретиста. Недолгая поездка в Париж оказала на него несомненное влияние, особенно увиденные там портреты Лесюера и картины Грёза. В одном из известных портретов —«Дочь пастора» — Ромни удалось передать естественность и наивную простоту модели с таким совершенством, которого не часто достигали французские мастера. Строгостью и простотой отличались многие мужские портреты Ромни. Особенно интересен парный портрет братьев художника. Сдержанности и даже строгости поз молодых людей отвечает простота интерьера: Так же лаконичен и внутренне значителен молодой Самуэль Уитбред; чисто профильным изображением портретируемого (молодой . человек углублен в книгу) художник намеренно исключает атмосферу его общения со зрителем. И наоборот, в портрете Уильяма Хайлея, где художник повышенно психологичен, умный проникновенный взгляд Хайлея, подчеркнуто приближенное изображение его крупного лица приковывают зрителя, как бы создают возможность внутреннего диалога. Иными предстают перед нами женские образы Ромни: на его портретах женщины изысканны, милы, непринужденны и, как правило, очень кокетливы. Художник умело сажает модель, дает ее либо в подчеркнуто простом наряде (герцогиня Сезерленд), либо как бы упивается фактурой шелка и бархата дорогих туалетов (леди Полетт). Особенной изощренности колорита художник достигает после поездки в Италию (1773—1775), после знакомства с венецианской живописью. Цвет становится горячее, манера письма шире, свободнее. Именно в эти годы Ромни создает уникальную портретную галерею одного лица: около пятидесяти портретов знаменитой красавицы — леди Гамильтон. Не ставя себе задачу раскрыть психологию портретируемой, Ромни стремится представить ее то вакханкой, то греческой богиней, то сельской пряхой, то томной турчанкой. Не все портреты равноценны, но в каждом дано целостное единство образа и среды, причем, колорит этих полотен безукоризнен. С подобным же техническим совершенством исполнен портрет миссис Харриет Грир, хранящийся в Государственном Эрмитаже. Цветовая гамма предельно проста: широкополая черная шляпа с белым пером и черная шаль, наброшенная на чуть-чуть просвечивающее через нее белое платье. И это лаконичное противопоставление цветов служит как бы строгой рамкой, которая обрамляет модель — надменно независимую, не позволяющую проникнуть в свой внутренний мир даже художнику. Изысканностью колорита, поразительным совершенством будто струящихся, текучих мазков художник достигает удивительно целостного впечатления. В последние годы жизни Ромни уделял большое внимание историческим композициям, пытаясь взять верх над Рейнольдсом, всесильным президентом Королевской Академии художеств, так и не допустившим портретиста Ромни в число ее членов. Однако, тяжело заболев, художник возвращается в Кендал. Произведения Ромни хранятся во многих музеях Великобритании, составляя Золотой фонд национальной портретной живописи. Галерея картин Ромни ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru