Художник Жан Этьен Лиотар: картины, биография.

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 502 гостей и 1 пользователь онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Художник Жан Этьен Лиотар: картины, биография.
 
 
 

Художник Жан Этьен Лиотар: картины, биография.

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
23.11.2012 13:05

Художник Жан Этьен Лиотар. Картина «Шоколадница»

Лиотар

Жан Этье́н Лиота́р (фр. Jean-Étienne Liotard, 1702, Женева — 1789, там же) — швейцарский живописец . Мастер портрета и жанровых картины в стиле рококо. Пастельные портреты и миниатюры Лиотара отличаются простотой, тщательностью в передаче натуры, изысканно-холодной объективностью образа, тонкой детализацией, гладкой манерой письма.

 Лиотар родился в Женеве 22 декабря 1702 в семье ювелира, эмигранта из Франции. Художник учился в женевской мастерской Д.Гарделя, а с 1723 учился в Париже у Ж.Массе. Уже в ранний период Лиотар специализировался на портрете, в том числе и миниатюрном; излюбленной техникой художника стала пастель. С тех пор начались странствия художника по Европе: Лиотар работал в Риме (1736), Константинополе (1738–1742), Вене (1743–1745), Венеции (1745), Дармштадте и Лионе (1746–1747), Париже (1748–1753), Лондоне (1753–1755, 1772–1774), побывал также в Валахии (Румынии) и Голландии. С 1758 Жан Этьен Лиотар жил в основном в родном городе.

В 1736 г. художник переехал в Рим, где нарисовал множество портретов пастелью, в том числе портреты Папы Клемента XII и нескольких кардиналов, через что положил основание своей известности.

 Жизнь в Турции (1738—43) вдохновила Лиотара на создание жанрово-этнографических рисунков и пастелей (например, "Турчанка с рабыней", Музей искусства и истории, Женева); часто изображал себя и свои модели в восточных костюмах. Впоследствии сам часто щеголял турецкими нарядами – из-за чего его порой даже шутливо называли «турком». В таком виде Лиотар явился в Вену, где император Франциск I принял его очень милостиво. Он получил множество заказов и исполнил портреты Марии Терезии (гравированный 1744 г. Рейнспергером), многих членов императорского дома и представителей австрийской знати. В вене художник исполнил пастелью портрет красавицы Анны Бальдауф (Anna Baltauf), всемирно известный под названием «Шоколадница» (фр. «La belle chocolatière», полное название: Прекрасная шоколадница). Картину «Шоколадница» несчетное число раз копировали и гравировали. Сейчас «Шоколадница» находится в Дрезденской галерее.

В своем творчестве Лиотар придерживался гладкой, мягко скругляющей формы манеры письма и гармоничных, равновесно «холодно-теплых» красочных гамм. Интимная задушевность и оживление, присущие портрету рококо в целом, обычно не обезличивались у Лиотара, сочетаясь с достаточно тонким вниманием к индивидуальному характеру (Мадам д'Эпине, 1759, Музей искусства и истории, Женева). Жан Этьен Лиотар теоретически суммировал свой опыт в Трактате о принципах и правилах живописи (опубликован в 1781). Конец своей жизни Лиотар провёл в Женеве.

Галерея картин Лиотара

  Биография Лиотара и особенности творчества

В Дрезденской галерее есть произведение, вызывающее неизменный восторг зрителей. Это «Шоколадница» — небольшая картина, написанная пастелью на пергаменте, где изображена служанка, несущая поднос с чашкой шоколада и стаканом воды. В этой простой сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством. Здесь все ласкает глаз — миловидная девушка с открытым, ясным лицом и легкой, словно скользящей по паркету, походкой, спокойные, гармо­ничные сочетания светлых цветов — белого, розового, золотисто-коричневого, серого. Разглядывая эту картину, восхи­щаешься и тем, как виртуозно и точно переданы здесь тонкость фарфоровой чашки, прозрачность воды в стакане, фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упру­гими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру. Не­смотря на естественность изображенной сцены, она тщательно продумана и построена. Художник располагает фигуру не в центре картины, а ближе к левому краю, как бы давая ей возможность двигаться. Направление ее движения подчеркивает­ся линиями пола, жестом вытянутых вперед рук, несущих поднос, взглядом, обращенным к тому, что находится вдали, уже за пределами картины.

«Шоколадница» — одно из самых прославленных произ­ведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара, родившегося в Женеве в семье французов протестантов, кото­рым пришлось из-за религиозных убеждений покинуть роди­ну и эмигрировать в Швейцарию. Отец Лиотара был ювели­ром. О детстве художника сохранилось немного сведений. И­вестно, что он рано увлекся рисованием. Его ученические тет­ради были заполнены рисунками, изображавшими различ­ные сцены из римской истории. Особенно же любил мальчик делать портреты своих товарищей, одиночные и групповые, поражавшие большим сходством. Видя способности сына, отец отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Лиотар научился здесь точно копировать рисунки, которые учитель предлагал своим ученикам, видя в этом главный смысл преподавания. Его копии отличались такой точностью, что нередко вызывали гнев Гарделя, уверенного, что они сделаны с помощью кальки. Через несколько месяцев юноше уже нечего было делать у Гарделя, и он решил искать себе другого учителя.

Так в 1725 году Лиотар оказался в Париже, в мастерской гравера и миниатюриста Ж.-Б.Массе. Однако и пребывание у Массе, затянувшееся на три года, не принесло ему большой пользы. Лиотар стал работать самостоятельно, изучал разные техники — масляную живопись, пастель, миниатюру на кости, эмаль. В Париже Лиотар попробовал свои силы в истори­ческом жанре. Результат превзошел все ожидания. Его картина «Давид в храме» была удостоена приза парижской Акаде­мии. Ценители искусства особенно отмечали мастерство мо­лодого художника в исполнении лиц. Это окончательно убе­дило Лиотара в том, что его призвание — писать портреты.

В 1736 году он получил предложение сопровождать в Ита­лию французского посланника при неаполитанском дворе, маркиза де Пюизье. Репутация Лиотара как блестящего портретиста в это время была уже так велика, что ему согласился позировать сам папа Климент XII. Перед художником откры­лись блестящие перспективы. Вскоре благодаря случайному знакомству с одним знатным англичанином, кавалером Понсомби, Лиотар был приглашен в путешествие по Востоку. Он побывал в Мессине, Сиракузах, на Мальте, греческих остро­вах Делос и Парос, в Смирне. Путешествие закончилось в Константинополе. Очарованный этим городом, Лиотар про­жил там пять лет.

Путешествие по Востоку оставило глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве его рисунков, исполненных карандашом и сангиной (нахо­дятся в Лувре). Блестящее качество этих рисунков с их слож­ной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебрис­того карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобо­да владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного. Современники Лиотара счи­тали, что по его рисункам можно шить костюмы — так точно переданы в них фактура тканей, фасон и даже крой одежды. Так же точно изображал художник и убранство восточных комнат с обилием ковров, тканей, подушек, благодаря чему изображенные люди органично вписывались в их окружение.

Незадолго до путешествия Лиотара во Франции были переведены и изданы арабские сказки «1001 ночь», и с этих пор Восток завладел воображением французов. Он представлялся сказочным, волшебным и очень далеким от реальности. Лио- тар одним из первых показал истинный Восток. Его турки, жители Смирны и греческих островов были вполне реальны­ми людьми, а не теми экзотическими персонажами, напоми­нающими актеров, переодетых в фантастические костюмы, как их представляли при французском дворе. Конечно, Лиотар не мог полностью преодолеть предрассудков своего времени. Его восточные красавицы иногда напоминают изысканных парижанок. Да и сам он, увлеченный всеобщей игрой в экзотику, стал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что по­лучил прозвище «художника-турка». Но тем не менее оче­видно, что Лиотар с его интересом к Востоку, стремлением к правдивости и точности предвосхитил искания художников XIX столетия.

Вернувшись в Европу, Лиотар постоянно переезжал из од­ной страны в другую, жил в Вене, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме, Венеции, наезжал ненадолго в свою родную Же­неву и снова отправлялся в путь. Трудно сказать, чем объяс­няется эта «охота к перемене мест». Одни исследователи видят причину в авантюрном характере художника, другие объяс­няют это материальными соображениями. Может быть и еще одно объяснение: Лиотару было интересно общаться с разны­ми людьми, изучать их, писать их портреты. Ведь он был портретистом по призванию, тонким психологом и знатоком человеческой души.

За свою долгую творческую жизнь Лиотар создал множе­ство портретов. К числу лучших относится портрет австрий­ской императрицы Марии Терезии, написанный в 1744 году в Вене и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости. Императрица хотела, чтобы художник изобразил ее так. как того требовал ее высокий сан — на лошади или в рабо­чем кабинете. Однако Лиотар отказался, сославшись на то, что это ему не по силам. Он написал портрет по-своему, без идеализации, свойственной рокайльным портретам. В Марии Терезии нет ни царственности, ни величия. Она похожа на мать семейства с приятным, но простоватым лицом и больши­ми руками. В 1745 году тоже в Вене была написана знамени­тая «Шоколадница», а несколькими годами позже, в 1749 го­ду «Автопортрет» (находится в Женеве) — лучший из серии автопортретов в костюме «а ля турк». Лиотар изобразил себя в момент творческого вдохновения. Его глаза внимательно изучают невидимую нам модель, а рука с карандашом уже го­това запечатлеть ее черты. С большой убедительностью пере­дано напряжение человека, поглощенного работой: полу­открытый рот, горящие глаза. Замечательно, как всегда, ма­стерство в передаче разных тканей, волос, кожи.

Портреты Лиотара отличаются большим разнообразием. В одних ощутима связь со стилем рококо, с присущей ему лю­бовью к нарядным и сложным костюмам, к обилию мягких струящихся тканей, изяществу грациозных поз и движений. Таковы портреты «Мадам Эпине», «Читающая девушка», «Мадам Боэр», «Шоколадница». В других, более многочисленных портретах преобладает стремление к объективной и точной характеристике. Это видно в портретах Марии Терезии, маршала Морица Саксонского, жены художника, мадам Конь- яр («Дама в кружевах»). Люди в этих портретах даны, как правило, крупным планом и приближены к зрителю, ничто не отвлекает в них внимания от главного — от лица. Худож­нику явно импонируют такие черты характера, как энергич­ность, активность, уверенность в себе.

Своеобразие Лиотара-портретиста раскрывается при его сравнении с другими французскими художниками XVIII ве­ка. Так, знаменитого в то время героя — маршала Саксонского — написали и Лиотар, и М.К.Латур. Мориц Саксонский у Латура — блестящий светский человек, умный и ироничный, истинный аристократ духа, уверенный в себе и непринужден­ный. У Лиотара он прежде всего солдат, поэтому изображен на поле боя во всей амуниции. Художник не скрывает недо­статков своего героя — невысокий рост, излишнюю полноту. Он кажется прозаичным и дегероизированным, даже маршальский жезл не придает ему значительности. За эту подчеркнутую правдивость портретов Лиотара его порицали по­борники «изящного стиля». Это шло вразрез с эстетическими воззрениями рококо, где все должно было быть приукраше­но, где правда принималась за грубость и ей предпочитали лесть. Показательно, что даже Ж.-Ж.Руссо не понравился его портрет работы Лиотара за то, что «...он меня уродует».

Лиотара оценило следующее столетие, увидев в нем своего предтечу. Благодаря умению говорить правду Лиотар оста­вил нам достоверные документы о своем времени, передал точ­ный «...внешний облик давно исчезнувших с лица земли людей».

В.ШАЛАБАЕВА из книги «Художественный календарь «100 памятных дат», М., 1989 г.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников