Как научиться воспринимать искусство |
Тенденции - Образы |
05.10.2023 02:43 |
Постижение искусстваВ наше время общение с изобразительным искусством у большинства зрителей вызывает ощущение легкости восприятия и понимания. Воспитанный на культуре теле- и киноизображения с их постоянно мелькающими кадрами, в окружении моря репродукций и иллюстрированных изданий, сегодняшний зритель привык в живописи отмечать только чисто визуальную информацию, доступную поверхностному взгляду, без творческого осмысления. Нередко посещение выставки или музея он связывает только с беглым осмотром всех картин и экспонатов, даже не догадываясь, что не только писать, но и смотреть картину - искусство. И искусство непростое. Как же овладеть этим искусством? Что надо знать и уметь для того, чтобы, покидая выставку, унести с собой не только список картин и их авторов, но и новое понимание вещей, явлений и событий, происходящих в жизни? Как добиться, чтобы общение с изобразительным искусством расширяло и обогащало мир наших эмоций, помогало развивать наши творческие способности? Прежде всего стоит поразмышлять о привычном способе смотреть картины и о распространенном отношении к живописи. Ведь что мы в первую очередь воспринимаем, когда, подобно кинокамере, движемся по залам музея и, не задумываясь, отражаем все, что видим вокруг? Скорее всего, привычное для нашего глаза, так сказать, воспитанного на кинематографе. Это сюжет картины, выраженный через явное действие, и еще подобие, чтобы «нарисовано было как настоящее». Но, считая сюжет единственным источником содержания картины, а зрительное правдоподобие форм - основным достоинством живописи, мы не только «не увидим», к примеру, древнерусское искусство (да и вообще любое средневековое искусство), но и не поймем творчество многих художников Нового времени и наших современников. В картине художник не столько стремится изобразить окружающую жизнь, сколько выразить свое отношение к ней, дать свою модель мира. Поэтому произведение живописи говорит нам не только о реальности, перенесенной на холст, но и о внутреннем мире самого художника, воспринимающего эту реальность то «кончиками пальцев», то «кончиками нервов», то «очами ума», то сквозь дымку мечты, то через призму науки. Попробуем провести такой эксперимент: вспомним известные картины Гогена, созданные им на Таити, и мысленно «добавим» к его довольно условным изображениям побольше «реальности» - привычной для нас светотени, глубины пространства, воз душной перспективы - словом, всего того, что приближает в наших глазах изображение к действительности. И что же получится? Пожалуй, хорошие иллюстрации к учебнику этнографии, тогда как творчество Гогена, оказавшее немалое влияние на развитие современной живописи, это целая философия. И выражается она не только через сюжеты и темы, но прежде всего через самую изобразительную структуру, декоративно-ритмический строй его полотен. Свои размышления о смысле жизни, представления о «земном рае» Гоген вложил и в созвучие линий, и во взаимоотношение цветовых масс, и в организацию цветовых плоскостей, и в композицию картин. В творчестве, как утверждали еще средневековые китайские художники, самое главное - увидеть, то есть создать образ в своем сердце, а запечатлеть его - дело второстепенное. Поэтому творческая активность того, кто создает произведение искусства, и того, кто его воспринимает, равны. И действительно, когда мы наслаждаемся искусством, погружаясь в особый мир музыки, живописи, поэзии, то сами как бы становимся на это время музыкантами, художниками и поэтами. Но радость такого сотворчества сполна можно пережить лишь в том случае, если мы хорошо знакомы с особенностями языка каждого вида искусства.
|
E-mail: pavelin@mail.ru