Поль Гоген: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
01.05.2013 16:41 |
Творчество Поля ГогенаПоль Гоген (1848-1903) — одна из центральных фигур в художественной жизни Франции последней четверти XIX века. Творчество Гогена обычно рассматривают в русле постимпрессионизма. Но вряд ли к нему можно полностью применить это определение. Художник-самоучка Гоген последовательно прошел через влияния барбизонской школы, импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, и ни одно из этих заимствований не изменило его творческого лица. Поль Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, периодов горького отчаяния, тяжкой борьбы за существование. Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не могли отвлечь его от живописи, от неутомимых творческих поисков. Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» — газеты умеренно республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Ее старший сын Поль — будущий художник — с трудом переносил обстановку закрытых учебных заведений, где он воспитывался, и мечтал стать моряком. Семнадцатилетним юношей нанялся он матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте и в результате лишился наследства по завещанию матери, возмущенной этим «позором». Вернувшись в Париж, Гоген, по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и приобретает независимое положение. Весь свой досуг он посвящает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Колароссии. Первые работы Гогена, появившиеся на выставках, — «Сена у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883) — были близки к импрессионизму по манере письма. Но вскоре Гоген, увлеченный эстетической программой символистов, придававших особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его вещи, написанные в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, отличает тенденция к декоративному пониманию цвета, кладке краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, к подчеркнутой выразительности линий и силуэта. Это и определяет, в сущности, стиль Гогена. В 1888 году Гоген живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался целиком искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мартинике новые принципы живописи художник пытается приложить к изображению природы и людей французской провинции, хранившей в своем быту многие черты старины. Картины «Видение после проповеди или борьба Иакова с ангелом», «Натюрморт с щенятами», «Арльское кафе», «Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобщению выразительных средств живописи. Некоторые приемы рисунка и композиции идут в них от японской гравюры. Эта линия поисков развивается в работах 1889—1890 годов: «Прекрасная Анжела», «Стога», «Желтый Христос», «Здравствуйте, господин Гоген!», пронизанных настроением тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым душевным состоянием художника, которого все более сдавливали неумолимые тиски нужды и неприз.нанности. В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его туземцам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь созданы знаменитые картины Гогена: «Беседа» (1891), «А ты ревнуешь?» * (1892), «Дух мертвых бодрствует» (1892), «Женщина, держащая плод» (1893) и другие. В них художник пытается объединить свои реальные наблюдения с чувством поэтического строя жизни человека в природе. Когда в 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген устроил выставку своих новых картин, они вызвали восхищение друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики претили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов. Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь, наряду с такими шедеврами, как «Жена короля» (1896), «Семья таитян» (1896), он создает ряд картин с религиозно-мистическими реминисценциями. Это были последние работы Гогена. Его жизнь усложняется: неизменная готовность помочь туземцам встречает резкое противодействие колониальных властей. Он умирает приговоренный к тюрьме, больной, почти ослепший. Галерея картин ГогенаTags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru