Галерист и художник |
Информация художников - Сообщения художников |
15.01.2011 15:24 |
Взаимоотношения между галеристами и художникамиКогда-то отношения между людьми, организующими выставки, и людьми, рисовавшими для них работы, были окрашены в элегические тона. Это было единое художественное братство, в котором казалось совершенно естественным отдавать свои работы человеку, который их выставляет. В бурные девяностые бывшие договоренности начали становиться все более двусмысленными. Неформальные отношения между художниками и галеристами стали напоминать популярный и в других сферах «рэкет». Слово «крыша», возможно, исчезло из общего лексикона. В художественной среде по-прежнему действует своего рода «крепостное право». В роли барина выступает галерист, в роли крепостного, платящего ему оброк картинами, – художник. Но самое интересное, что в современной российской ситуации помимо галеристов и художников действующими лицами на арт-сцене стали выступать еще и частные спонсоры крупных культурных проектов — часто новые художественные фонды, иногда в тесной связке с музеями. Они теперь тоже требуют компенсации за свою благотворительность, и все в той же форме: безвозмездно предоставленных произведений. Как правило, состоятельное лицо регистрирует некоммерческую организацию под названием «фонд», заявляет о своих благих намерениях, а на практике собирает свою личную коллекцию, взимая с художника дань — выставки часто и проводятся только ради этого. Судя по рассказам художников, так, например, функционировала широко разрекламированная в свое время галерея Stella Art. Говорят, что за проведение выставок российским авторам выставлялся счет «натурой», возмещающий затраты не только на монтаж экспозиции и печать каталога, но, судя по размеру, и покрывающий зарплату всего персонала фонда... Один автор, правда, рассказал мне, что «не понял» прозрачных намеков на ожидаемые от него дары, и галеристка тут же купила у него несколько работ. Теперь Stella Art Gallery, выполнив свою задачу, закрылась. Галерея перепрофилирована в некоммерческий фонд и скоро откроет помещение частного музея. Даже за участие в проектах, финансируемых из госбюджета, художникам часто предлагают расплачиваться работами, оставляя их в музеях. Одним словом, практически вся благотворительность, направленная на поддержку современного искусства в России, небескорыстна. Кураторы подбирают на выставки «послушных» художников (то есть готовых делать подарки). Те в свою очередь отдают спонсорам «что похуже». И такие «коллекции современного искусства» мы с вами будем видеть на выставках в ближайшие годы. Российские галереи сегодня довольно успешны и вполне могут окупить все затраты за счет доли от сделок. Это влечет за собой и новую этику взаимоотношений художника и галериста, и новые проблемы. Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru