Художник Хендрик Тербрюгген: картины, биография

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 1158 гостей онлайн
Главная Сообщения художников Сообщения художников Художник Хендрик Тербрюгген: картины, биография
 
 
 

Художник Хендрик Тербрюгген: картины, биография

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
Информация художников - Сообщения художников
19.11.2012 18:06

картина Хендрика Тербрюггена

Флейтист

Имя Хендрика Тербрюггена (1587/88-1629) по праву стоит в ряду выдающих­ся живописцев Голландии XVII века. Искусство художника относится к наиболее ярким проявлениям караваджизма в голландской живописи.

 

Жизнь и творчество Тербрюггена тесно связаны с Утрех­том. Этот город в голландском искусстве сыграл особую роль. В прошлом резиденция епископа, Утрехт и в протестантской Голландии оставался оплотом католицизма; церковные свя­зи с папским Римом определили ориентацию местной худо­жественной школы и привели к тому, что на протяжении XVI—XVII столетий ведущими мастерами в Утрехте были Иоахим Эйтеваль и Абрахам Блумарт, искусство которых испытало влияние итальянского маньеризма. Религиозные и мифологические картины Блумарта и Эйтеваля отлича­лись эффектными композиционными и цветовыми решения­ми, прихотливостью рисунка, усложненностью аллегоричес­кого подтекста и представляли характерные произведения во вкусе маньеристической эстетики. У одного из этих масте­ров, Абрахама Блумарта, учился Тербрюгген. По примеру старшего поколения, для завершения образования худож­ник отправился в Италию, где провел десять лет — с 1604 по 1614 год.

В Италии Тербрюггена оставили равнодушными произ­ведения поздних маньеристов и художников Болонской Ака­демии, но привлекло новаторское искусство Караваджо. Обра­щение Караваджо к бытовому жанру и приближение рели­гиозной картины к земной действительности сделали ху­дожника основоположником реалистического направления в искусстве XVII века. Творчество гениального итальянца нашло широкий отклик: в его произведениях живописцам открылись пути создания реалистического искусства, к тому времени ставшего настоятельной необходимостью во всех художественных школах Европы.

Произведения, исполненные Тербрюггеном в Италии и сра­зу по возвращении в Утрехт, до нас не дошли: самая ранняя из датированных картин помечена 1620 годом, — так что об этапе формирования живописца можно только гадать. Зре­лое творчество художника отмечено большой цельностью. Тербрюгген писал картины на религиозные сюжеты и пояс­ные однофигурные композиции или сцены с несколькими персонажами, изображающие игру в карты, концерты, кава­леров с бокалами вина, женщин с музыкальными инструмен­тами — мотивы, обычные у Караваджо и младших современ­ников Тербрюггена, утрехтских караваджистов Геррита Хонтхорста и Дирка ван Бабюрена. В обоих случаях худож­ник использовал простонародный типаж, строил компози­цию из нескольких крупных, пластически выразительных фигур, выделяющихся на гладком фоне; с помощью интен­сивного контраста света и тени достигал повышенной реаль­ной предметности изображения. Из произведений на сюже­ты Священного писания Тербрюгген удалил отвлеченную риторику и аффектацию, свойственную картинам маньерис­тов. Ограничивая число участников действия основными ге­роями, немногими, точно найденными жестами раскрывая смысл происходящего, характером освещения концентрируя внимание на главном, художник превращает религиозную картину в повествование о событиях из жизни простых лю­дей («Призвание Матфея», 1621, Утрехт, Центральный му­зей; «Исав продает первородство Иакову», коллекция Тиссен- Борнемиса, Лугано). В жанровых картинах, утверждая эсте­тическую значимость «низкой» реальности, художник с из­вестным вызовом благопристойным вкусам обращался к изо­бражению примеров вольного образа жизни. Персона азартной игре, вину и любовным утехам («Игроки в кости», Институт искусств, Миннеаполис; «Лютнист и девушка со стаканом вина», музей, Пуэрто-Рико). Они молоды и жизне­радостны и, несмотря на грубоватый характер своих развле­чений, нередко наделены обаянием. Улыбаясь зрителю, они как будто приглашают его разделить их веселье, с точки зре­ния протестантской морали, заслуживавшее осуждения. (Вот почему во многих картинах голландских караваджис- тов видели аллегорию порочной жизни.) Облик героев Тербрюггена не будничен, почти маскараден — художник обла­чает их в заимствованные у Караваджо и его итальянских последователей живописные наряды с широкими рукавами, в свободное пастушеское платье, в береты, украшенные пыш­ными перьями.

Как для всех караваджистов, для живописи Тербрюггена очень характерна активная роль света. Но в противополож­ность резким контрастам «погребного» освещения Каравад­жо или эффектам ночного освещения Хонтхорста, усиливаю­щим ощущение драматической напряженности, Тербрюгген трактовал свет в более жанровом, интимном характере. Во многих композициях мастера горящая на столе свеча озаряет сцену мягким теплым светом и сообщает ей атмосферу камер­ности и уюта. Кроме того, в отличие от большинства кара­ваджистов, художник часто обращался к солнечному днев­ному освещению. Среди утрехтских последователей Кара­ваджо Тербрюгген выделяется как наиболее тонкий живо­писец и художник лирического склада. Он умело сглажива­ет пестроту контрастов звучных желтых, голубых, красных, зеленых цветов картины единым тоном освещения — тепло­го вечернего или серебристого дневного.

Органичнее всего эти две грани дарования Тербрюггена — живописный талант и лиризм — объединялись в изображе­нии музицирующих компаний, придавая «концертам» ху­дожника особую привлекательность. Ритм силуэтов фигур, повороты, наклоны голов, переданное мимикой лиц и осве­щением настроение обладают музыкальной выразитель­ностью. С полотен художника как будто доносятся звуки веселой песенки («Концерт», 1626, Государственный Эр­митаж, Ленинград) или мелодия лирического дуэта («Кон­церт», 1628/29, Ледбери, собрание Батхерст). Особой красо­ты выражения достиг Тербрюгген в картине «Флейтист» (1621, Государственные художественные собрания, Кассель). Ме­лодия флейты, которую с серьезной сосредоточенностью вы­водит юноша, кажется материализованной в струящихся потоках дневного света, объединяющих в гармоничный ак­корд светло-желтые, голубые и оливковые тона. Серебрис­тый колорит и созерцательное настроение этого произведе­ния предвещают поэтическое искусство Вермера Дельфтского.

Жизнь Хендрика Тербрюггена оборвалась рано; он умер в расцвете сил, не успев осуществить всех возможностей свое­го таланта. Но созданные им произведения говорят о том, что художник сумел найти свой индивидуальный путь, оста­ваясь в пределах караваджистской школы.

Караваджизм утрехтских художников был только одним из направлений, по которым шло развитие голландской жи­вописи в первые десятилетия XVII века в поисках реалисти­ческого отображения действительности. Не все, что несло в себе это течение, было подхвачено следующими поколениями. Если в области религиозной картины новаторство караваджистов было заметнее, а их поиски созвучны поискам других мастеров, работавших в этом жанре, то их бытовая живопись заняла сравнительно обособленное положение в голландском искусстве, так как уже на раннем этапе жанристы отдали решительное предпочтение изображению сцен из более близ­кой им жизни голландских крестьян и бюргеров. Тем не менее искусство утрехтских художников дало в свое время творческие импульсы великим живописцам Голландии Ф. Хальсу и Рембрандту, а разрабатываемую караваджистами проблему освещения, подчеркивающую эмоциональную выразительность картины, подхватили художники дельфтской школы Ян Вермер и К. Фабрициус.

Статья Н. Марковой в книге Художественный календарь 100 памятных дат"

Картины Хендрика Тербрюггена

 

 

 

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников