Немецкий художник Ганс Вертингер |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин. | |||
25.09.2013 18:03 | |||
Ганс Вертингер (1470-1533)Немецкий художник Ганс Вертингер жил и работал в эпоху величайшего и очень короткого расцвета немецкого искусства — в эпоху Ренессанса. Он был современником Дюрера, Кранаха и Матиаса Грюневальда.
Ганс Вертингер, прозванный Швабом, был живописцем, гравером и рисовальщиком. Известно, что он работал в городах Ландсгут, Фрейзинг и Моосбург. Он никогда не был чистым пейзажистом, но в его картинах на исторические и бытовые темы пейзаж играет огромную роль. Вертингер также был портретистом и выполнял различные прикладные заказы (например, сделал ряд рисунков для витражей). В творчестве Вертингера, как и всех представителей дунайской школы, присутствует одна черта, в меньшей степени свойственная другим немецким ренессансным мастерам. Это склонность к мистике, к гипертрофированности религиозного чувства. Пронизанные мистическим чувством, его картины выражают присущей всей религиозной мысли того времени космологический всеобъемлющий взгляд на мир. В эрмитажном «Распятии с предстоящими» (1507) все это выявлено в полной мере. Эта небольшая картина изображает распятого Христа. Помимо обычно стоящих под крестом Марии и Иоанна здесь присутствуют еще двое святых — апостолы Петр и Филипп. Последний — патрон также изображенного заказчика картины Филиппа Виттельсбаха, епископа Фрейзингского, известного деятеля эпохи Реформации. Здесь можно наблюдать характерную для того времени идею о возможности общения с богом помимо церкви, выраженную в том, что заказчик представлен в картине наравне со святыми как в масштабах фигур, так и композиционно. В трактовке фигур наблюдаются характерное для всей дунайской школы безразличие к красоте человеческого тела, приверженность к острохарактерным гипертрофированным образам. В этом проявилась средневековая традиция с ее презрением к человеческой красоте как продукту греховности. Главное в картине — пейзаж. Он несет в себе основной эмоциональный чувственный заряд. Интересно, что художник изображает дикую природу. Он мыслит ее как некое единство, обладающее мистической силой и живущее не зависимой от человека жизнью. Таинственное, а подчас и драматическое начало свойственно ей. Все это обнаруживает несомненные параллели с пантеистической философией Николая Кузанского, немецкого философа XV века. Смысл его философии сводился к тому, что мир представляет собой соотношение бесконечно малых и бесконечно больших величин, микрокосма и макрокосма. Большое повторяется в малом, а малое — в большом. Бог, как бесконечно большая величина, заключает в себе весь мир и отражается в каждой его частице. Соответственно и природа является отражением божественной сущности. В свете идей пантеизма становится понятным такое обожествление природы. Оно было характерно для всех представителей дунайской школы, в том числе и для Вертингера.
В собрании Эрмитажа находится еще одно произведение художника — картина «Сельский праздник». Это одна из двенадцати композиций, аллегорически изображавших месяцы года. Такого рода изображения имеют давнюю традицию. Еще в средние века в рельефах готических соборов встречаются подобные сюжеты. С тех времен их иконография существенно меняется от условности в сторону реализма. В картинах Вертингера астрологический смысл подобных композиций, как это было в средние века, уже теряется. Сюжет служит лишь поводом для изображения бытовых сцен из деревенской жизни. В аллегориях месяцев наблюдается значительное образное и стилистическое упрощение по сравнению с религиозными картинами Вертингера. Здесь гораздо больше жанрового элемента. Пейзаж по-прежнему главенствует в композиции. Действие разворачивается не на фоне пейзажа, а внутри него. Использование панорамного вида дает возможность с большой живостью и непосредственностью распределить человеческие фигурки по холсту. Этот прием оживляет пейзаж, но и придает ему больше конкретности, лишает его той космичности, которая была столь свойственна «дунайцам». Творчество Ганса Вертингера отражает все те изменения, которые претерпевало немецкое искусство первой четверти XVI столетия. В последние годы своей жизни он не создает ничего нового. Умирает художник в 1533 году, когда уже не творят ни Дюрер, ни Грюневальд, ни Урс Граф, ни Ганс Буркмайр. К этому времени завершается эпоха немецкого Ренессанса. Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 01.08.2017 14:16 |
E-mail: pavelin@mail.ru