Творчество скульптора Федора Гордеева |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин. | |||
14.01.2022 17:16 | |||
Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810)В числе воспитанников русской Академии художеств в первые годы после ее основания значились Федот Шубин и Федор Гордеев. Вместе учились они в классе Н. Жилле, вместе путешествовали по Франции и Италии. Юноши дружили между собой, в Риме их можно было встретить всякий день в филиале Французской академии, где они работали с натуры и копировали античные статуи. Импульсивность творческой натуры Шубина, казалось, смягчалась под воздействием более спокойного и рассудительного товарища. В 1772 году Гордеев вернулся в Россию. Шубину пришлось задержаться в Италии, и друзья встретились только через год. Но в их отношения уже закрадывалась неприязнь, перешедшая впоследствии в открытую вражду. Разошлись и их пути в искусстве.
Талантливый портретист Шубин держался независимо, он работал над светскими заказами, и Академия художеств была ему не указ. Гордеев же всю свою жизнь связал с Академией. Федор Гордеевич Гордеев переступил порог этого «храма искусств» еще мальчиком. Он был сыном дворцового скотника из Сарской мызы (ныне город Пушкин). В Академии изучал и копировал антики, пробовал силы в рельефе и статуях классицистического толка, неоднократно награждался медалями за программные работы и был включен в состав первых заграничных пенсионеров. В Париже занимался у Ж. Б. Лемуана — (барочного скульптора-монументалиста. Снова и снова копируя классиков, Гордеев вырабатывал благородную и сдержанную манеру в свободной лепке человеческого тела и артистической трактовке драпировок. Первым его самостоятельным произведением явился «Прометей» (1769). В своей композиции Гордеев изобразил в сильном пластическом движении юношу, терзаемого, согласно мифу, орлом. В какой-то мере образ Прометея, древнегреческого героя, добывшего людям огонь, был символом свободы и просвещения, и работа Гордеева нашла живой отклик у передовых современников. Надгробие Н. М. Голицыной Из других скульптур Гордеева известны надгробия Н. М., А. М. и Д. М. Голицыным, решенные в классицистическом духе с введением в композицию аллегорических фигур и различных атрибутов. Их отличают изысканный вкус, большая художественная культура, мастерство в пластической передаче обнаженного тела и одеяний. Ко времени создания этих работ Федор Гордеевич Гордеев был уже профессором Академии художеств, затем адъюнкт-ректором, а с 1802 года ректором. На него целиком ложилась ответственность за многие крупные начинания в области монументальной скульптуры. Он устанавливал памятник Петру I Фальконе на Сенатской площади, руководил работами по украшению Казанского собора (1804), исполнял рельефные фризы для Останкинского дворца и принимал участие в ряде других работ по оформлению дворцов и парков Петербурга. Академическую карьеру Гордеева можно было назвать «блестящей». Однако история изрекла свои оценки, согласно которым его имя стоит далеко позади имени гениального русского скульптора Федота Ивановича Шубина. А в жизни последний к концу дней своих терпел большую нужду и оказался в тягостной зависимости от презираемой им ранее Академии и ее всесильного ректора. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 15.01.2022 13:01 |
E-mail: pavelin@mail.ru